Как выглядит Минщина и почему провалилась программа развития городов-спутников — обсудили участники круглого стола

Строительная отрасль переживает не лучшие времена: до конца не изжита проблема долгостроев, зашкаливает стоимость квадратного метра жилья. Не лучше обстоят дела и с социальными объектами: во многих регионах катастрофически не хватает детских садиков, школ. Есть ли пути выхода из этой ситуации, постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по экономике, бюджету и финансам.

Впереди всех

— Средняя обеспеченность жилплощадью на каждого жителя Минской области составляет 30 м2 —  самый высокий показатель в стране, — отметил заместитель председателя комитета по архитектуре и строительству Миноблисполкома Вадим Николаенко. — Ежегодно мы возводим около 1 млн  м2 жилья, что составляет 30% от всего задания по республике. Таким образом, центральный регион строит больше всего жилья, и сдавать лидерские позиции мы не намерены.

Как отметил специалист, в текущем году многие районы Минщины несколько изменят свой архитектурный облик.

— По 22-м районам области готовы схемы территориального планирования. Всего мы рассчитываем запустить в работу 52 градостроительных объекта. Особое внимание будет уделено территории, прилегающей к столице. Совместно с коллегами из «БелНИИПградостроительства» мы разработали генеральный план по развитию этой территории. Сейчас он находится на стадии согласования и утверждения. После того как план будет утвержден, станет видно, как можно развивать эту зону, где мы можем представить на рынок какие-то инвестиционные предложения по размещению объектов. Ведь, по сути, это самая ценная и привлекательная для инвесторов наша зона.

Один в поле не воин

С одной стороны, Минская область действительно активно застраивается, преображается. Однако, чтобы строительная отрасль вышла из кризиса, в 2019 году необходимо возводить, как минимум, в два раза больше жилья.

— В состоянии ли центральный регион выйти на цифру в 2 млн м2 в год? — поинтересовался председатель постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания по экономике, бюджету и финансам Владимир Пантюхов.

— У нас есть территориальные резервы строительства жилья, но основной сдерживающий фактор — инженерные сети и социалка, — пояснил заместитель председателя комитета по архитектуре и строительству Миноблисполкома. — В том же Минском районе мы фактически приостановили выделение земельных участков на аукционах гражданам, так как не в силах обеспечить необходимую инженерную инфраструктуру. Не хватает здесь и как минимум 14-ти садиков. Я согласен, что объемы строительства наращивать надо, но, не решив эти вопросы, мы еще больше загоним себя в тупик.

Причин, по которым строительная отрасль пока не справляется с доведенными планами, множество. Это, как отметили участники круглого стола, и затягивание  сроков утверждения генпланов, и отсутствие на местах должности главного архитектора, и трудности с выделением земельных участков под эксклюзивные объекты.

По мнению Вадима Николаенко, проблема нехватки социальных объектов — ключевая в малоэффективном развитии городов-спутников:

— Дзержинск, Смолевичи, Фаниполь, Заславль, Руденск, Логойск — все эти спутники действительно находятся в каком-то ступоре, не развиваются. Но со своей стороны мы сделали все, что можно: разработали генпланы, по отдельным населенным пунктам выделили участки под строительство жилья, проложили дороги. Но потянуть, ко всему прочему, еще и социалку область не в состоянии. Чтобы города-спутники развивались, участие в финансировании должны принимать все заинтересованные, в том числе и Минск. Ведь если столица с помощью городов-спутников хочет решить жилищные проблемы своих граждан, тогда она должна выделять и средства на строительство школ, садиков, больниц и поликлиник для них.

Комплексная застройка

Но как быть с теми населенными пунктами, которые не получили статус городов-спутников? Надеяться, что Минск вложит средства в их инфраструктуру, — по меньшей мере, глупо, считают участники круглого стола. А пропасть между объемами возводимых жилых метров и количеством садиков, школ с каждым годом растет.

— Найти застройщика, который хотел бы иметь дело с социалкой, очень трудно. Причина отказа банальна: тот же садик или школу потом будет трудно сдать, а лишние проблемы и волокита никому не нужны. Выход из ситуации один: ставить перед застройщиком задачу осваивать территорию комплексно, — высказал свою точку зрения директор УП «БелНИИПградостроительства» Александр Хижняк. — К тому же это требования рынка: молодые семьи хотят иметь не только жилье, но и хороший вид из окна, магазины, садики, школу, игровую площадку.

Уже не первый год в стране действует закон о государственно-частном партнерстве. По мнению председателя постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания по экономике, бюджету и финансам Владимира Пантюхова, именно в данном направлении необходимо двигаться:

— Нужно привлечь две стороны: государство и частного партнера, которые совместными усилиями сделают одно благое дело. Ведь это такая хорошая ниша для частного бизнеса — тем более что заявки на частные детские садики есть. И есть спрос на них.

Как подчеркнул Владимир Пантюхов, все предложения, которые озвучили участники круглого стола, будут направлены в Министерство архитектуры и строительства. Это необходимо, прежде всего, в интересах усовершенствования Закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь».

Со слов заместителя председателя комитета по архитектуре и строительству Миноблисполкома Вадима Николаенко, отдельно разрабатывается генеральный план по архитектурному развитию пристоличных населенных пунктов: Мачулищи, Прилуки, Озерцо, Семково, Микулино, Тарасово.

Галина НАРКЕВИЧ

Рекомендации для Вас

Об авторе: redactor2

Добавить комментарий