Бюджет Союзного государства должен быть направлен на реальные цели интеграции

Бюджет Союзного государства формируется из двух источников: вкладов России и Беларуси.

На 2019 год он запланирован примерно в 7,2 миллиарда российских рублей (около 234 миллионов белорусских). Это сумма с учетом остатков от прошлых лет.

На момент подготовки этого материала полный и окончательный текст документа о союзном бюджете еще не опубликован. Но, по данным Министерства финансов Беларуси, известно, какие вклады в общую корзину делают страны – участницы союзного проекта. На Беларусь приходится 35% взносов. Это на данный момент около 1,7 миллиарда российских рублей (55,2 миллиона белорусских). Россия отдает сейчас около 3,1 миллиарда российских рублей (более 100 миллионов белорусских). Остальная часть – это переходящий остаток. Расходы, как ранее заявил председатель Парламентского собрания Союза Беларуси и России Вячеслав Володин, должны составить 6,3 миллиарда российских рублей.

Самой большой статьей расходов должна стать графа «Промышленность, энергетика и строительство». На это уйдет 1,25 миллиарда российских рублей (более 40,6 млн белорусских). Все эти деньги предназначены для двух программ. Первая называется «Разработка нового поколения электронных компонентов для систем управления и безопасности автотранспортных средств специального и двойного назначения». Вторая – «Разработка критических стандартных технологий проектирования и изготовления изделий наноструктурной микро- и оптоэлектроники, приборов и систем на их основе и оборудования для их производства и испытаний». Деньги распределены на оба проекта примерно поровну. Из двух длинных названий следует, что фактически больше всего союзники решили вложиться в научно-технический прогресс. Получается, что именно это направление видится в ближайшем будущем одной из основ интеграции.

Вторая основа традиционна. На правоохранительную деятельность и безопасность будет потрачено более 1 млрд российских рублей (примерно 32,5 миллиона белорусских). И здесь, в принципе, мало что меняется. Львиную долю средств (свыше 64% от общей суммы) израсходуют на обустройство союзной границы. Скорее всего, здесь имеется в виду граница Беларуси с «евросоюзовскими» соседями. Белорусские стражи рубежей как могут сдерживают потоки мигрантов. А потоки эти усиливаются из-за известных событий в мире. К тому же не стоит забывать и о наркотрафике. Поэтому вложения в погранбезопасность вполне разумны и оправданы.
Третьи по размерам траты – это союзные СМИ. Они должны обойтись в более чем 786 миллионов российских рублей (свыше 25,5 миллиона белорусских). Не будем оценивать результативность этих проектов. Пусть аудитория сама решает, насколько известны сейчас в народе и влиятельны союзные масс-медиа.

В сухом остатке получается, что три кита союза, на которых делается ставка, – это научно-технический прогресс, безопасность и масс-медиа. Конечно, не стоит забывать, что любой крупный интеграционный проект – это бюрократия. Без нее мы никак не обойдемся. На органы Союзного государства в 2019 году должно уйти почти 680 миллионов российских рублей (около 22 миллионов белорусских). Самый дорогой орган – Постоянный комитет Союзного государства.

Об особенностях формирования бюджета Союзного государства и изменениях в этой сфере рассказывает депутат Государственной Думы РФ Юрий Мищеряков.

– В бюджете Союзного государства на 2019 год предусмотрено финансирование 36 программ, проектов и мероприятий. Среди них 11 программ, 23 мероприятия и 2 проекта. Однако подход к формированию бюджета нуждается в пересмотре.

Мы не видим в доходной части союзного бюджета каких-либо статей поступлений от созданных за союзный счет инновационных разработок и продуктов, поступлений от многочисленных издательских и медийных проектов – бюджет продолжает оставаться полностью дотационным. Не включены в бюджет и доходы от союзной собственности. Ряд финансово емких проектов и мероприятий либо абсолютно экономически не эффективен, либо за счет союзных дотаций зарабатывает кто-то другой.

Исходя из расходной части, наблюдается некий фонд с элементами благотворительного, финансирующий какой-то набор добрых и полезных дел: научных исследований, культурно-развлекательных мероприятий. Это по-своему хорошо, но отнюдь не очевидно по своей полезности и распределению приоритетов.

Сейчас налицо потребности в шагах по отмене имеющегося между нашими странами международного роуминга, организации совместного контроля качества и безопасности продуктов питания, созданию единых платежных систем, выравниванию условий предоставления ряда социальных услуг гражданам одной страны на территории другой, формированию единого визового пространства. Вот это статьи расходов с оценимой эффективностью и прозрачностью.
Полезно было бы пересмотреть подходы к части расходов откровенно дотационного характера, разумно открыто перевести эту часть в форму союзных грантов, распределяемых на конкурсной основе.
Вопросов по поводу эффективности использования союзного бюджета не возникает пока только в сфере нацио-
нальной безопасности.

По остальным направлениям нельзя однозначно заявить о неэффективности, но есть множество вопросов и потребность в аудите, если рассматривать в качестве эффективности не просто освоение выделенных средств.

Например, масштабнейшая и важнейшая союзная программа по разработке лактоферрина. Немалые союзные средства затрачены, разработки проведены. Но где налаженное серийное производство препарата? Где результаты его использования? Где доходы от его реализации, поступающие в союзный бюджет? Наконец, какова дальнейшая судьба развития этой программы, как и ряда других, реализованных на союзные средства?

Поэтому основной вопрос, скорее, в недостатке прозрачности и методиках оценки результатов в их приложении к функционированию и развитию Союзного государства.

МНЕНИЯ

Союзному государству нужно больше ярких, пиаровских проектов
Валерий БОРОДЕНЯ – депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь:

– Хотелось бы видеть более высокую эффективность союзных программ и проектов. Может быть, надо больше ярких, пиаровских проектов.
Не такой уж и большой союзный бюджет, но его достаточно, чтобы напоминать людям: союзный проект у нас есть. Это основа интеграции нескольких стран. В проекте более широком – ЕАЭС – заложена идея не конкуренции, а кооперации. Думаю, на уровне Союзного государства нам надо дальше торпедировать эту тему в более развернутом виде. Может быть, нам надо развивать космический проект. В этом мы уже проявили себя достаточно успешно.

Речь надо вести не о сокращении, а об эффективности использования средств Георгий ГРИЦ – заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации по инвестиционной и инновационной политике:
– На мой взгляд, речь надо вести не о сокращении, а об эффективности использования средств. Все проекты, которые реализуются в Союзном государстве, прошли экспертизу, поэтому говорить, что какие-то из них не нужны, наверное, неправильно. Другое дело, что иногда недостаточное финансирование еще хуже, чем его отсутствие. Потому что для начала проекта деньги есть, а чтобы завершить его – нет, и в результате получается пшик. Нельзя из ничего сделать конфетку. С точки зрения приоритетов, если говорить об экономике, больше внимания надо уделять проектам, которые носят интеграционный характер.

Несмотря на ограниченные бюджетные средства Союзного государства, количество совместных программ и проектов в 2019 году будет увеличено Ирина ПАВЛОВСКАЯ – начальник Департамента финансов и бюджетной политики Постоянного Комитета Союзного государства:
– Бюджет 2019 года особенный, в него вошло большое количество программ Союзного государства. Это программы в области медицины и социальной направленности, программы по обеспечению внешней и внутренней безопасности, производственные программы… В связи с этим, поскольку доходы бюджета ограничены, было принято решение об оптимизации расходов бюджета Союзного государства.
В основном оптимизации подлежат расходы, связанные с финансированием совместных мероприятий.

Нужно говорить не только о бюджете Союзного государства, но и о взаимном проникновении капитала Василий МАЛАШЕНКОВ – колумнист СОНАР-2050:
– Уже неоднократно говорилось о небольшом объеме финансовых ресурсов, которые выделяются из союзного бюджета. Например, на 2018 год доходы были утверждены в сумме более 6,9 млрд российских рублей. Это довольно небольшая сумма, если сравнивать с национальными бюджетами. Поэтому, конечно, о глобальных проектах говорить не приходится. К тому же деньги идут далеко не только на проекты и программы, но и на содержание союзных органов, на союзные СМИ, это не такая уж маленькая доля. А кроме бюджета Союзного государства, неплохо оценивать и объемы взаимного проникновения капитала. Конечно, с учетом несоразмерности белорусской и российской экономик. Конкретную формулу, естественно, нужно разрабатывать специалистам. Но вообще для понимания ситуации неплохо бы знать, насколько активно вкладываются в российскую экономику белорусские компании и наоборот. Например, очень хорошо сейчас показывает себя белорусский холдинг «Амкодор», который фактически становится белорусско-российским. 

Рекомендации для Вас

Об авторе: redactor2

Добавить комментарий