ОАО «БЕЛАЗ»: генералы карьеров

Для ОАО «БЕЛАЗ» ­2018-й стал рекордным во всех отношениях. В год своего 70-летнего юбилея предприятие вернулось в клуб миллиардеров, представило самую широкую в мире линейку самосвалов и приняло более 50 тысяч туристов. Когда казалось, что удивить больше нечем, БЕЛАЗ снова прогремел на весь мир – здесь спроектировали самосвалы-беспилотники, которыми можно управлять даже из космоса. И это, говорят на предприятии, только начало!

География поставок – от России до Индонезии
В 2018 году предприятие поставило карьерные самосвалы в 32 страны мира. При этом больше половины жодинских исполинов работают на территории России.

– Мы сохраняем за собой те страны, где постоянно присутствуем. Почти 80% карьерных самосвалов, которые используются на постсоветском пространстве, произведены нашей компанией. Хотя на этой территории работают и конкуренты: в Тосно есть американский завод Caterpillar, в Ярославле – японский Komatsu. Но их попытки увеличить долю своей техники в этих регионах не увенчались успехом, – говорит генеральный директор ОАО «БЕЛАЗ» Петр Пархомчик.

В начале февраля на предприятии представили новый туристический маршрут «От 375 до 4600». Название было выбрано не случайно. В этих двух цифрах заложен путь, который прошло предприятие за свою 70-летнюю историю, начав с выпуска самосвала с мощностью двигателя 375 лошадиных сил и дойдя до мощности 4600 л. с. Первыми уникальный маршрут протестировали представители туристической отрасли, и остались в восторге. Сделать это можете и вы. Экскурсии проходят каждое воскресенье.
Начало в 12.00 (г. Жодино, ул. 40 лет Октября, 4, тел.: +375177579360; +375445660472).

Предпочитают белорусскую технику японской и в Азии, и на это есть веские причины. Дело в том, что в Монголии с 1996 по 2000 год проводился масштабный эксперимент: белорусские карьерные самосвалы соревновались с японскими. Оказалось, наша техника во многом превосходит Komatsu. Карьерные самосвалы жодинского производства на протяжении 10 лет работают в три смены, и это при том, что срок службы рассчитывался только на 8 лет. Самый старый «БЕЛАЗ» «накрутил» 1 миллион 250 тысяч километров.

Важным событием для предприятия стала отправка после пятилетнего перерыва самосвала грузоподъемностью 360 тонн в Китайскую Народную Республику. В ближайшее время, говорит Петр Пархомчик, начнется его эксплуатация. До сих пор машины такого класса в эту страну не отгружались. Активно развивает горнодобычу Зимбабве. В стране имеются значительные запасы каменного угля, алмазов, золота, лития и меди. С 2014 года Зимбабве – в числе самых перспективных направлений экспорта «БЕЛАЗов». В 2017 году для зимбабвийской горнодобывающей компании поставлены 52 машины – одна из самых крупных партий. Сейчас там работают около 70 наших самосвалов.

В 2016 году первая партия карьерных самосвалов отправилась в Индонезию. Спустя три года в этой стране наладили сервисное обслуживание техники, работает больше сотни белорусских «БЕЛАЗов». Следом 12 самосвалов из Жодино отправились на Филиппины.

– Провели серьезные переговоры по Таиланду. К концу года планируем организовать поставку техники в эту страну. Словом, в отдельных регионах создается определенный имидж БЕЛАЗа. Наша техника доказывает свое превосходство над конкурентами, что позволяет прийти в другие страны, расширять рынки сбыта, – поясняет Петр Пархомчик.

БЕЛАЗ снова удивляет
Одна из последних инновационных разработок – беспилотные самосвалы, которые были представлены в рамках празднования 70-летия предприятия. Первый комплекс из двух машин грузоподъемностью 136 тонн будет работать в Сибирской угольной энергетической компании. Обсуждается также вопрос поставки в первом полугодии второго комплекса из пяти машин.

После того как техника пройдет эксплуатационные испытания в разных климатических условиях, можно будет говорить о ее серийном производстве. Стóят такие самосвалы на 200–250 тысяч долларов дороже обычных, но уже через несколько месяцев, уверяет Петр Пархомчик, они окупятся:
– В некоторых регионах дефицит водителей, особенно там, где карьеры расположены в зонах с тяжелыми климатическими условиями, на удаленных территориях, а добываемые полезные ископаемые вредны для здоровья человека.

Специалисты предприятия работают и над созданием электротранспорта для горнодобывающей промышленности. Техника будет востребована, да и с подзарядкой проблем возникнуть не должно. К примеру, в российских карьерах уже используются в основном электрические экскаваторы.

Достояние республики
В 2018 году БЕЛАЗ очередной раз собрал все возможные награды, став триумфатором самых престижных отечественных конкурсов и премий. По итогам профессионального конкурса «Бренд года – 2018» Белорусский автомобильный завод был признан достоянием республики в категории «Тяжелая промышленность машиностроение». Почетные награды и титул предприятие завоевало по результатам проведенного оргкомитетом национального опроса на знание и предпочтение брендов.

В 2018 году завод вернулся в клуб миллиардеров. «БЕЛАЗов» продали на 1 миллиард 35 миллионов долларов – рекордную за всю историю предприятия сумму. Здесь был выпущен первый 290-тонник, благодаря чему линейка белорусских самосвалов стала самой широкой на мировом рынке карьерной техники. Всего же в 2018-м с конвейера сошли 802 карьерных самосвала грузоподъемностью 90 тонн и выше – цифра за всю историю предприятия.

Продукция ОАО «БЕЛАЗ» стала триумфатором и по итогам ежегодного конкурса «Лучшие товары Республики Беларусь» за 2018 год, причем сразу в двух номинациях. В номинации «Продукция производственно-технического назначения» победу одержал «БЕЛАЗ-75180» грузоподъемностью 180 тонн. К слову, этот карьерный самосвал был удостоен Гран-при конкурса «Лучший экспонат» на выставке «Уголь России и Майнинг-2016».

Лучшими промышленными товарами для населения были признаны тренажеры для занятий спортом на открытом воздухе, серийный выпуск которых БЕЛАЗ начал еще весной 2016 года. Тренажеры разработаны с учетом европейских стандартов и предназначены для развития координации движений и различных групп мышц. Производитель уверяет: оборудование стойко выдержит даже самые суровые погодные условия.

Конструкция успеха

Начальник производственно-диспетчерского управления ОАО «БЕЛАЗ» Виктор Орехво удостоен звания «Человек года Минщины». В интервью «МП» он рассказал, что вдохновляет на создание новых разработок и чему стоит поучиться у молодежи.

Для Виктора Владимировича выдвижение на это звание стало полной неожиданностью. Даже сейчас, почти месяц спустя после награждения, признается мой собеседник, не до конца осознал, что стал человеком года.

– Для меня эта награда – заслуга предприятия и всего коллектива, аванс за ту работу и те проекты, над которыми работаем и которые нам только предстоит реализовать, – скромно признается Виктор Орехво. – Разве я сделал что-то выдающееся? Просто люблю свою работу и добросовестно ее выполняю. А вообще у нас очень много умных и креативных людей. Каждый из них – профессионал своего дела.

За добросовестную работу Виктора Владимировича не раз отмечало руководство предприятия. На его счету разработка инструкций по управлению производством и больше десятка внедренных в производство рационализаторских предложений, под руководством Виктора Орехво была организована система мониторинга металлообрабатывающего оборудования. Особая гордость – справочник-записная книжка для мастеров, на создание которой Виктора Владимировича вдохновил… кинофильм.

– Однажды увидел в кино: полицейский остановил нарушителя, но не знал, как с ним поступить. Он вернулся в машину, достал книгу, в которой были расписаны все спорные моменты, и нашел нужное. Я тогда подумал: а почему бы и нам не сделать что-то похожее? В итоге разработали записную книжку, в которой первые 60 страниц отведены под справочники и выдержки из стандартов. Теперь эту информацию не нужно искать, у каждого мастера она под рукой.

О пользе такой книги Виктор Орехво знает не понаслышке: долгое время он сам работал на производстве. Пришел на завод в 1991 году по распределению, окончив Жодинский политехникум по специальности «Обработка металлов резанием», но до армии успел отработать всего три месяца. А когда вернулся, предложили стать учеником фрезеровщика.

– До армии я еще не осознавал всю ответственность, вернувшись, понял важность задач, которые на меня возложили. Помню, как смотрел на начальника цеха с восхищением. Это же такой большой человек, на него все равняются. Скажи мне кто-то, что я и сам в будущем окажусь на его месте, а потом стану начальником производственно-диспетчерского управления, ни за что бы не поверил.

Так что же самое сложное в работе руководителя? По мнению Виктора Владимировича, умение принимать решения и осознавать всю меру ответственности за их реализацию. А самое важное – собрать коллектив профессионалов.

– В нашей работе много моментов, которые поддаются автоматизации и информатизации, поэтому незаменимыми помощниками стали гаджеты. Если раньше я мог полдня потратить на заводе лишь на то, чтобы разыскать человека, сейчас достаточно позвонить ему на мобильный. В нашем управлении работает много профессионалов, среди них немало молодежи, которая постоянно придумывает что-то новое. К примеру, даю задание начальнику отдела совершенствования управления производством и персоналом Максиму Коневу составить отчет, а у него уже готова компьютерная программа, которая сама делает выборку. Достаточно нажать несколько клавиш.

В 1991 году, когда Виктор Орехво только пришел на завод, БЕЛАЗ совместно с японцами выпустил 250-тонный самосвал. На то время это была машина совсем другой конфигурации, к тому же самая большая в линейке. «На испытаниях был всего один опытный образец. Подойти к нему близко у меня тогда не получилось, но сколько позволяло время, стоял и смотрел, – вспоминает Виктор Владимирович. – Меня вообще «БЕЛАЗы» поражали очень долго. Первые лет пять я останавливался посреди улицы и смотрел на них – до тех пор пока они не скрывались из виду».

Юлия ГАВРИЛЕНКО

Рекомендации для Вас

Об авторе: redactor2

Добавить комментарий