Корреспондент «МП» побывала в гостях у руководителя Национального исторического музея Павла Сапотько

Он может долго и интересно рассказывать о «Поясе Витовта» или о личной коллекции клоунов, что насчитывает 300 экземпляров. Он принадлежит к тому поколению выпускников вузов, которым уже не пришлось сдавать трудные экзамены по марксизму-ленинизму, но с Карлом Марксом «пересекается» каждый рабочий день. На пешеходной улице Минска, названной в честь немецкого философа и экономиста, находится Национальный исторический музей. Павел Михайлович Сапотько, выпускник Белорусского государственного университета культуры и искусств, без малого год возглавляет это учреждение. го историю восхождения на служебный олимп и не только…

– В 26 лет получить назначение на престижную должность директора Национального исторического музея – непростое испытание. Цена подобного признания – неминуемый рост числа завистников. Судя по обсуждениям в интернете, этот профессиональный взлет принес вам, Павел Михайлович, не только радость, но и определенные огорчения…

– С назначением меня искренне поздравляли многие: и высокопоставленные чиновники, и послы. Было приятно, хотя мне казалось: ну, директор музея – кому я особо нужен? Решил «загуглить» на всякий случай и стал изучать на разных порталах комментарии по поводу назначения. В тот вечер от таких неожиданных «новостей» даже давление поднялось. Негатив вокруг меня длился в сети один день. Потом недоброжелатели угомонись. Помню, мне позвонил гендиректор «Беларусьфильма» Владимир Карачевский (его двумя месяцами раньше назначили) и шутливо заметил: «Слушай, как хорошо, что тебя молодого назначили! Мне кости перемывали, а теперь за тебя взялись. Хоть от меня комментаторы наконец-то отстали…» Злословить будут всегда, если ты «в контексте» и имеешь какой-то вес.

– Титул культурной столицы Минщины прочно закрепился за Молодечно. Вы родом из этого города. Как его среда повлияла на ваш профессиональный выбор?

– Феномен Молодечно как культурной столицы можно объяснить прежде всего тем, что именно здесь «прописался» Национальный фестиваля белорусской песни и поэзии. В этом городе живут незаурядные творческие люди, которые искренне отданы своей профессии. Это директор музыкального колледжа имени М. К. Огинского Григорий Сорока, руководитель духовно-патриотического объединения «Светоч» при Дворце культуры Лариса Сысун, педагоги детской художественной школы и многие другие. Через одно здание от моего дома в Молодечно находится Минский областной театр кукол «Батлейка». Раньше его часто посещал и сейчас стараюсь следить за его успехами. Искренне рад, что в одной из номинаций его спектакль «Сестры Грайи» в прошлом году получил Национальную театральную премию. В Молодечно у меня все. В Минске – только работа. Каждые выходные еду в родной город. Там живут родители, бабушка с дедушкой, и моя жена родом оттуда. В этом городе очень сильны традиции. Бережно сохраняется память о выдающихся земляках. В школе я всегда был, так сказать, в культурном контексте: оформлял стенгазеты, участвовал в различных конкурсах – от районных до республиканских. Хорошо учился, но не получил золотой медали из-за физики. Очень любил химию, историю, литературу, языки. И сейчас поддерживаю связи с учителями родной гимназии №7.

– Из ныне живущих в Молодечно и родившихся в этом регионе Минщины, кто, на ваш взгляд, обязательно войдет в историю, благодаря своему таланту, трудолюбию, высокому профессионализму? Можете назвать топ-10 фамилий?

– Это, безусловно, историк и литературовед Николай Ермолович; доктор исторических наук, краевед Геннадий Кохановский; художники Ядвига Родзяловская и Кастусь Хорошевич; доктор медицинских наук профессор Леонид Путырский; композитор Олег Елисеенков; музыкант Иосиф Сушко; заслуженный учитель Павел Быков. А также Герой Социалистического Труда Владимир Калачик: будучи председателем колхоза «Светлый путь», он вывел хозяйство в число передовых. И, конечно же, маэстро Григорий Сороко, который в контекст исторической памяти нашего региона вернул имя Огинского.

– Какие музеи мира вам как туристу удалось посетить? Поделитесь своими впечатлениями.

– Побывал где-то в 25 странах. Разумеется, музеи не обошел стороной. Признаюсь, не все из них восхищают одинаково. Например, не был в восторге от музея в Дании: интересно, но на один раз. Очень впечатлил музей Глазунова и Третьяковка в Москве. В числе лучших однозначно – Лувр, Дрезденская галерея, Эрмитаж. Музейная культура там на очень высоком уровне. Всегда обращаю внимание не только на артефакты, но и на организацию музейного пространства, на подачу экспонатов, на печатную продукцию, на мастерство экскурсоводов. Все же мне ближе к сердцу мемориальные музеи-квартиры Гнесиных в Москве, Чюрлёниса в Вильнюсе, Достоевского в Санкт-Петербурге. Недавно ездил в Могилев, где с большим удовольствием посетил музеи имени Масленникова, Бялыницкого-Бирули.   

– В одном из интервью вы сказали, что вам не в тягость составлять всяческие отчеты, хотя часто «к любимой бумажной волоките удается вернуться только после 6–7 часов вечера». Насчет «любимой» вы иронизировали? Ведь современная молодежь всем этим, как правило, тяготится.

– Нет, я не шутил. Действительно люблю возиться с бумагами, писать пресс-релизы, статьи. Вычитка всех музейных текстов обязательно проходит через меня. Скрупулезно согласовываю всю печатную продукцию. Приятно писать планы, когда ты видишь перспективу. Меня не застают врасплох звонки из Министерства культуры, когда просят срочно представить необходимую отчетную информацию. Испытываешь даже кайф, когда видишь, что коллективом реально по всем позициям много сделано.

– Павел Михайлович, какой вам виделась работа руководителя музея на этапе вступления в должность? И что вы можете сказать сейчас, по прошествии некоторого времени?

– Искренне полюбил исторический музей. Мне кажется, что работаю здесь не 10 месяцев, а уже лет пять. Хотя думал, что навсегда распрощаться с любимой прежней работой будет весьма непросто (до этого руководил художественной галереей «Университет культуры»). Нет, она «отпустила» очень быстро, в каком-то плане даже обидно. Мне казалось, что музей не настолько сложный организм, как осознаю это сейчас. Много филиалов, много проектов; методическая, научно-исследовательская работа; международная, фондовая, выставочная, хозяйственная деятельность – каждое направление требует своего внимания. В дальнейшем будет еще сложнее – с учетом того, что не за горами строительство нового здания музея. Если бы раньше предвидел, сколько всего надо будет сделать (а это ведь в течение этих десяти месяцев уже реализовано немало!), то, наверное, отказался бы от этой весьма хлопотной должности. А теперь отступать нельзя, надо действовать!

– Какие значимые мероприятия, проекты уже удалось воплотить?

– Отмечу два больших проекта к столетию окончания Первой мировой войны в рамках программы Владимира Лиходедова «В поисках утраченного», которые вышли за пределы музейного пространства. Экспозицию разместили в наших гаражах (бывшие конюшни). Этим помещениям более полувека – чистейшая аутентика. Привезли эксклюзивную военную технику, полевую кухню, дот, макет самолета. Во Франции сделали интересный выставочный проект «Беларусь. Религия. Толерантность», посвященный теме межкультурного, межконфессионального диалога. Развиваем международное сотрудничество. Удачно прошли выставки «100 домов в Пярну», организованные при поддержке Посольства Эстонской Республики в Беларуси. Были экспозиции народных промыслов Вьетнама и Татарстана, выставки живописи эквадорских и белорусских художников, выставочный проект к 75-летней годовщине ликвидации Минского гетто и др. Хотелось бы отметить еще один из интересных проектов – «Знакі Незалежнасці», посвященный 100-летию Независимости Республики Польша: экспонировались уникальные денежные знаки, клады… Недавно презентовали выставку, посвященную 100-летию дипломатической службы в Республике Беларусь. И это только часть из того многого, что удалось сделать. На базе музея создали филиал кафедры межкультурных коммуникаций Белорусского государственного университета культуры и искусств. На этой кафедре я преподаю уже четвертый год.

– Что в ближайших планах?

– Готовим большой проект – создаем Центр белорусской культы в Деревне спортсменов в рамках II Европейских игр. Даем старт республиканскому конкурсу «Триеннале молодых художников». В планах – выставка «Сакральное искусство Костела Беларуси», экспозиции к 100-летию основания БССР и к 25-летию принятия Конституции Республики Беларусь. В марте откроем выставку бальных платьев из коллекции историка моды Александра Васильева. И многое-многое другое!

Хочу «расшевелить» наши издательские проекты. В прошлом году выпустили каталоги выставок «Мастера Монпарнаса из Беларуси», «От римского динария до белорусского рубля», «Славутыя дзеячы Беларусі» в рамках международной акции Совета Европы «Дни европейского наследия». По гранту Президента Беларуси будем издавать каталог «Захавальнікі памяці», посвященный артефактам из частных собраний белорусских коллекционеров.

– А вы сами ничего не коллекционируете?

– Собираю клоунов – их уже 300. Сейчас увлекся приобретением различных книг об истории, выдающихся личностях Беларуси, о культуре, природе. В букинистических магазинах стараюсь находить что-то редкое, интересное на эту тему.

– Какой процент иностранцев среди посетителей исторического музея? Что особенно привлекает их внимание?

– Интерес иностранцев к культуре очень высок. Они хотят посмотреть артефакты, которые ярко характеризуют разные этапы белорусской истории. Их привлекают наши постоянные экспозиции «Беларусь: Адраджэнне духоўнасці», «Старажытная Беларусь». Многие зарубежные гости с большим удовольствием знакомятся с работами современных белорусских художников, иногда даже заходят в кабинеты сотрудников и просят контакты того или иного мастера. 

– В экспозиционном фонде музея наверняка есть редчайшие экспонаты, которые без преувеличения – на вес золота…

– Уникальный «Пояс Витовта», представляющий собой комплект поясных пластин, и клад монет римской чеканки I–II столетий н. э. имеют статус историко-культурной ценности 1-й категории. Всего в собраниях музея насчитывается 117 кладов. К слову, среди европейских стран Беларусь, по мнению исследователей, занимает одно из первых мест по количеству открытых на ее территории кладов. У нас более 60 коллекций, это свыше 450 тысяч экземпляров (предметы нумизматики, филателии, народных промыслов и ремесел; огнестрельное и холодное оружие, национальный костюм, старопечатные издания). Коллекции постоянно пополняются. В прошлом году семьи народных художников Георгия Поплавского и Мая Данцига передали нам многие личные вещи этих мастеров. Мы приобрели уникальную коллекцию предметов народных промыслов и ремесел доктора искусствоведения профессора Евгения Сахуто.

– Какой может быть выставка Национального исторического музея Беларуси на экспозиционных площадках за рубежом? Какую национальную идею сейчас имеет смысл там продвигать?

– Мы вышли на Средний Восток. Гордимся, что в прошлом году стали первым музеем, который организовал зарубежную выставку в Национальном музее Султаната Оман. «Пояс Витовта» там тоже был представлен. Выставка называлась «Беларусь на перекрестке цивилизаций». В Словакии показали эскизы костюмов к спектаклям по пьесам Янки Купалы театрального художника Оскара Марикса. Участвовали в Днях культуры в Туркменистане. В нынешнем году готовим проект в Калининграде, где хотим представить произведения Наполеона Орды. В Москве запланированы выставки к юбилею композитора Станислава Монюшко, дипломата Андрея Громыко, а также экспозиция «Женщины Беларуси». Готовим два проекта с музеем Лихтенштейна (там заинтересовались нашей иконописью и геральдикой) и Шанхайским историческим музеем. Китаю интересна наша нумизматика, живопись, народные промыслы и ремесла. Международные связи у нас развиты на высоком уровне. Но и на нашей базе мы проводим уникальные проекты. Сейчас с Еврейским музеем Лондона обсуждаем возможности проведения в Минске выставки личных вещей британской певицы Эми Уайнхаус.

Елена ПАШКЕВИЧ

Рекомендации для Вас

Об авторе: redactor2

Добавить комментарий