Как спасти лес и зачем замораживают шайбу — областной конкурс «Я — исследователь» прошел в Минске

Более 80 дошкольников и младших школьников Минской области стали финалистами конкурса «Я — исследователь», который прошел в Минском областном институте развития образования, передает корреспондент БЕЛТА.

Конкурс традиционно проводили в два этапа. Сначала лучших отобрали на уровне района, потом — области. Для участия в областном этапе юные исследователи представили 169 работ. Старания ребят оценивали профессора, доктора и кандидаты наук из Национального института образования, БГУ, БГПУ им. М. Танка, специалисты Минского областного института развития образования. По итогам оценок жюри в финал прошли 40 детей дошкольного возраста и 41 младший школьник.

Самые маленькие участники узнавали, почему на листьях дуба появляются шарики, зачем собаке хвост, как природа помогает определить погоду и почему одноразовый стаканчик танцует под музыку. Малыши в том числе выяснили, что влияет на дальность полета бумажного самолетика, почему у БелАЗа такие большие колеса, объяснили, как птицы находят дорогу домой и зачем лопуху колючки.

Над тем, как привлечь туристов в родной город, задумался воспитанник яслей-сада №3 Копыля Артем Бохан. Мальчик узнал, что раньше на Замковой горе, которая располагается у слияния рек Мажи и Каменки, стоял большой неприступный замок, окруженный рвом. По одной из легенд, чародейка, живущая рядом с замком, прокляла реку после того, как в ней утонул ее сын. После этого замок постепенно утратил свою прежнюю мощь и красоту. Легенда впечатлила мальчика, и у него возникла идея вернуть месту былую славу. Он изготовил макет, на горе разместил замок, у подножия поставил гончарную мастерскую, кузницу и лавку. Комплекс получил название Копыльское княжество. «Как будет выглядеть Копыль, зависит только от нас. Хотелось бы, чтобы меня поддержали взрослые, нашли инвесторов и воплотили мои детские идеи», — сказал Артем.

Младшие школьники, в свою очередь, разгадывали тайны пирамиды Хеопса, учились готовить репелленты-ароматизаторы из натурального сырья, разбирались, зачем замораживают хоккейную шайбу, на каких почвах лучше всходят семена, как расширить ареал обитания редких бабочек, почему летают самолеты.

Ученица гимназии №1 города Старые Дороги Алеся Панглиш задумалась, как спасти лес от вредителей. Каждое лето девочка проводит у дедушки с бабушкой. Заметив, что от части леса остались одни пеньки, решила выяснить, чем заболели деревья. Алеся изучила литературу и узнала, что наибольший ущерб наносит короед-типограф, обитают в лесах и серый сосновый усач, большой сосновый долгоносик, корневая губка.

Школьница создала коллекцию вредителей, описала каждого из них в своей книжке-малышке и смастерила ловчие воронки. Конструкции нужно повесить на ствол дерева: насекомые заползут внутрь и выбраться не смогут. Некоторые из них девочка с учителем уже развесили на деревьях.

Программирование и робототехника увлекли ученика средней школы №11 Слуцка Антона Грека — он собрал робота-сумоиста. Мальчик не только смастерил устройство, но и доработал его с учетом всех требований сумо. За счет дополнительных конструкций он сделал робота тяжелым. Яркие резиновые детали на гусеницах добавили «сумоисту» устойчивости и уменьшили скольжение, а установленные датчики позволили ему видеть соперника и края ринга.

Декан факультета повышения квалификации кадров Минского областного института образования Татьяна Недведская рассказала, что в нынешнем году конкурсу «Я — исследователь» исполнилось десять лет. «Примечательно, что в Год малой родины очень много исследований посвящено именно этой теме. В целом конкурс — это совместное детско-родительское исследование, которое позволяет максимально сплотить поколения. Ребята получают опыт презентации своей работы и учатся самостоятельно искать причину происходящего», — отметила она.

По итогам конкурса все финалисты получили памятные призы и награды. Лучшие — по три человека в каждой из восьми номинаций — отмечены дипломами.

Организаторами выступили главное управление по образованию Миноблисполкома и Минский областной институт развития образования.

Рекомендации для Вас

Об авторе: redactor2

Добавить комментарий