Зеленые маршруты объединяют

Беларусь будто специально создана для развития экотуризма. И речь не только и не столько о нашей истории, культуре и природе. Спросите у любого иностранца, погостившего в белорусской глубинке, что ему понравилось больше всего. Если в верхних строках рейтинга нет «У вас необыкновенно гостеприимные люди» – это самозванец, в глаза не видевший наших агроусадеб. Эксперты уверены: именно «белорусская душа» и должна быть мотивом развития в нашей стране зеленых маршрутов. А что это такое, разбиралась корреспондент «МП».

Откуда они взялись

Сегодня «зеленый», или «экологический», туризм – один из наиболее популярных и быстро развивающихся трендов в мире. Его концепция возникла в 1950-е годы в США, а само понятие «greenways» впервые использовалось в контексте продвижения пеших и велосипедных троп для любителей активного стиля жизни и безмоторного транспорта. Уже в 1987 году была объявлена долгосрочная стратегическая цель – «создание сети зеленых маршрутов во всей Америке!». Сегодня в США существует более 20 тыс. км зеленых маршрутов и действуют сотни общественных организаций, которые занимаются их развитием на национальном уровне, уровне штатов, региональном и локальном.

В странах Западной Европы идея зеленых маршрутов стала распространяться в конце 80-х – начале 90-х годов, а в 1997 году в бельгийском Намюре создана Европейская ассоциация зеленых маршрутов, объединившая общественные организации и учреждения, которые занимаются созданием и продвижением зеленых маршрутов.

– Если за границей все начиналось с общественного движения, которое очень поддерживалось государством, то в нашей стране идею подхватили прежде всего хозяева агроусадеб. Спасение утопающих стало делом самих утопающих, – поясняет эксперт по зеленым маршрутам БОО «Отдых в деревне» Елена Ветрова. Профильное образование она получила в Польше и, по сути, одной из первых привезла в Беларусь идею для развития именно такого направления в экологическом туризме. – Желающие привлечь как можно больше туристов стали инициаторами создания зеленых маршрутов и дальнейшего их продвижения и развития. У нас подобная работа продолжается благодаря активным людям. При этом мы стараемся изначально создавать и продвигать варианты, которые уже соответствуют системе европейских критериев.

Как в Европе, но по-своему

Европейской ассоциацией зеленых маршрутов разработаны критерии, соответствие которым позволяют туристу заблаговременно получить представление о планируемом путешествии. Получается, как с отелями: если «пять звезд» – человеку сразу понятен и уровень комфорта, и почему это дорого. «Одна звезда» – для людей с меньшим уровнем притязаний и кошельком. На зеленых маршрутах, естественно, несколько другие критерии, но удобству и здесь отводят далеко не последнее место.

Зеленые маршруты объединяют регионы, туристские достопримечательности и местные инициативы, поддерживают развитие устойчивого туризма и отдыха, благоприятного для окружающей среды, пропагандируют здоровый образ жизни и немоторизованные формы передвижения – пешком, на велосипедах, верхом на лошадях, на байдарках, каяках и плотах.

– Конечно, хорошо, когда есть современный красивый коттедж, – рассуждает эксперт по зеленым маршрутам. – Но многие хотят пожить в таком доме, как у бабушки, когда человек приезжал к ней в детстве: с резными наличниками и другим колоритом. Так, у нас был запрос, кажется, из России, когда люди хотели найти дом с туалетом на улице. Это оказалось очень непросто!

Главное – безопасность

В Европе зеленые маршруты разделены на три категории: большой протяженности, локальные и городские. Требования по их обустройству разнятся, но есть и общие критерии. Так, зеленый маршрут – это обозначенная на местности трасса, у которой есть свое название (содержащее словосочетание «зеленый маршрут» или «greenway»), логотип и девиз/тематика. Информация о нем должна распространяться в виде буклетов/карт/путеводителей. Для маршрута создается специальный веб-сайт и информационная система вдоль всей трассы: щиты, информационные пункты и т. д. Основное же – маршрут должен отвечать требованиям безопасности.

А еще – быть составной частью уже существующих или разрабатываемых стратегии и планов развития туризма и транспортной системы, вписываться в коммуникационную и туристическую сеть региона и отдельных сельских советов. Если речь о Беларуси, то ни в коем случае нельзя забывать нашу главную фишку – душевность.

– Главное – люди, которые живут в этой местности и обладают определенными навыками и умениями, в каком-то смысле уникальными, – подтверждает Елена Ветрова. – Это может быть дедушка, который плетет корзины, бабушка, которая печет особенные блины по своим семейным рецептам, сельский фольклорный коллектив или даже просто старожил, который расскажет об истории своей деревни такие интересные факты – просто дух захватывает!

Нужно, чтобы усадьбы были разные, чтобы каждая нашла какую-то особенность, свою фишку – не так, как у других. Но не надо стараться объять необъятное. Нужно придумать что-то такое, чтобы оно стало лейтмотивом дальнейшего продвижения.

Люди, которые смогли

Один из самых первых белорусских зеленых маршрутов создан в 2006 году в Лепельском районе Витебщины. Он называется «Край желтых кувшинок и седых валунов». А в Минской области один из самых успешных и динамично развивающихся зеленых маршрутов – «Валожынскія гасцінцы». Он зародился в 2012 году и сегодня соответствует практически всем европейским требованиям, продолжая динамично развиваться.

– Человеку совершенно необязательно проводить весь отпуск на одном месте, – считает Елена Ветрова. – Смотрите, как это работает на «Валожынскіх гасцінцах»: приезжают туристы в одно время – летом особенно много, – и хозяева агроусадеб передают своих постояльцев друг другу. Там создано очень много разнообразных программ. Даже когда дети путешествуют в школьных автобусах, в одной усадьбе их покатают на лошадках, в другой устроят экскурс в историю музыки и дадут настоящий концерт на старинных инструментах, в третьей накормят медом и расскажут о пчеловодстве и так далее. То есть совместная работа и достижения – это очень хорошо.

С чего начинать

На первом этапе эксперты рекомендуют собрать всех желающих создавать зеленые маршруты и провести своего рода инвентаризацию района: что здесь интересного можно увидеть. Выяснить, кто готов участвовать в продвижении. Если следовать европейской практике, стоит подписать декларацию о партнерстве. Она ни к чему не обязывает, но людям проще договариваться, если они ближе знакомятся, чтобы создавать и продвигать бренд. Если вернуться к тем же критериям, на зеленых маршрутах все достаточно просто.


– Турпродукт, который создается у нас, практически полностью соответствует европейским требованиям, – поясняет Елена Ветрова. – Он целиком привязан к определенной территории, на нем туристы знакомятся с местной кухней, задействован максимум ресурсов региона. Люди отдыхают в агроусадьбах, используют средства безмоторного передвижения, они узнают что-то новое, просвещаются в вопросах экологии, культуры, живут в природной среде. Что еще хорошо и к чему мы, собственно, призываем, – чтобы на каждом туристическом маршруте была информация и о другом подобном проекте. Положительная тенденция – в последнее время появляется очень много местных инициатив, молодежных акций.

Мы, как общественное объединение, тоже помогаем в продвижении зеленых маршрутов – это одно из направлений нашей работы. Есть определенные проекты, мы проводим конкурсы. Например, фестивали «Зялёная гулянка», «Ноч танцаў у маёвым садзе», «Гатуем сваё» – то, что нужно современному туристу. Еще один тренд – вовлечение молодежи. Когда мы начинали проект, хозяевами усадеб, как правило, были люди постарше. Сейчас уже многим молодым интересен этот бизнес. В общемировых трендах – творчество, креатив, обучение забытым профессиям, умениям, навыкам. За этим даже не надо далеко ходить! Необязательно пахать землю на волах – хотя это тоже интересно. Вот сейчас городские дети – мои, например, – они и лошадь-то видели только в зоопарке. Вытащить из-под курицы еще теплое яйцо – это же для них ого-го какое событие! И, что очень важно, такого рода креатив для привлечения туристов не требует никаких дополнительных капиталовложений от сельских жителей. Главное – желание и смекалка.

Алена КОРЕНЕВСКАЯ

Рекомендации для Вас

Об авторе: redactor2

Добавить комментарий