Довези меня, маршрутка… О жизни на колесах глазами водителя и корреспондента «МП»

Собираясь в командировку в Копыль, еще не знал, что сама поездка станет поводом для написания этого материала. А рассказать, как потом выяснилось, было о чем – о хорошем и не очень…

Уплатив 7 рублей, на законном основании занял место сразу за водителем маршрутки. Сказать, что оно было удобным, не могу: тело почему-то норовило сползти вниз. Пересел на другое, но ощущение желанного комфорта не появилось.

Бросил взгляд в окно, но из-за грязных разводов на стекле смотреть в него перехотелось. Впрочем, что я привередничаю? Это же сущие мелочи, как и, мягко говоря, не совсем чистый салон, хотя рейс утренний, первый. С другой стороны, водителя, который встает спозаранку, чтобы вовремя доставить нас к месту командировки, учебы или просто в гости, тоже можно понять. Может, в этот раз не успел человек прибраться в салоне – а мы уже с претензиями. Ведь пассажиры тоже далеко не ангелы: и нахамить могут, и в салоне насорить, не явиться на заказанный ранее рейс (при этом даже не соизволят позвонить, чтобы предупредить). Вот и на этот раз таких оказалось двое. Плюс один опаздывающий. Кому-то не удалось вовремя проснуться…

Стоим, ждем. Наконец запыхавшийся молодой человек, возможно, студент, появляется в дверном проеме – и ни «здрасьте», ни «извините» мы от него не слышим. Ведет себя так, словно все в порядке.

В пути разговорились с водителем, мужчиной лет пятидесяти. Олег из Копыльского района. За рейс туда – обратно (расстояние около 250 км) получает 20 рублей. В зависимости от пассажиропотока в день совершает 2–3 рейса. Трудится посменно с напарником. Еще на полставки подрабатывает водителем грузовика в частной фирме. С подработкой в месяц набегает больше тысячи рублей. Говорит, для сельского жителя это хорошие деньги. Но даются они отнюдь не легко, как может на первый взгляд показаться. Водитель вкратце рассказал о том, что для нас, пассажиров, остается за кадром.

– Сегодня нам повезло: нередко на выезде из Минска ГАИ, транспортная инспекция устраивают внезапные проверки, – говорит Олег. – Их интересует все: мои водительские документы, лицензия на осуществление перевозок, есть ли в путевом листе отметка о прохождении предрейсового медицинского контроля, пройден ли техосмотр. За малейшее нарушение наказывают немаленьким штрафом, который обычно оплачиваю из собственного кармана.

Олег совсем не против контроля за осуществлением пассажирских перевозок (речь ведь идет о безопасности, здоровье и жизни людей!), но считает его чрезмерным. Как будто у нас все злостные нарушители… Может, потому у некоторых складывается превратное впечатление о «нячэс­ных» маршрутчиках, которые только и думают о том, как до нитки обобрать бедного пассажира.

А вот и копыльские погорки. Пяток пассажиров, включая меня, Олег быстро развез по указанным адресам, что очень удобно.

Вечером мне предстоял обратный путь. В Минск возвращался уже на другой маршрутке, тоже изрядно поколесившей по местным дорогам.
Отъехали от райцентра километров пять, когда раздался звонок диспетчера автостанции.

– Вернитесь назад, заберите опоздавшую пассажирку.
Тихо выругавшись, водитель развернул авто.

В салон вошла увешанная сумками и, казалось, недовольная всеми и вся, крикливая тетка:

– Чаму вы уехалі, а мяне аставілі?!
Водитель ответил, что отправился даже на пять минут позже (это может подтвердить и диспетчер, отметивший путевой лист), более того – пытался дозвониться до «потерявшейся» пассажирки, но она не ответила на звонок.

– Не пачула, значыць.
– Это ваши проблемы. Я тут причем?
– Чаму вы уехалі, а мяне аставілі?!

Это уже походило на откровенный балаган. Градус нервного напряжения стал повышаться у всех, а не только у его участников.
Я и мой сосед-пассажир еле успокоили не на шутку разошедшуюся тетку. Водитель только проронил в сердцах:

– Бедный ваш муж…
– А чаму гэта бедный, можа, ён багацее вас! – тут же парировала женщина, не особо вдумываясь в смысл слов.
Грозовую атмосферу в салоне разрядил «голосовавший» у обочины парень.

На какое-то время в салоне стало тихо, но эту тишину нарушил сам водитель: когда машина достигла лесополосы, он резко сбавил скорость. И не зря: в паре шагов от нас через трассу прошмыгнули две грациозные косули.

– Опасный участок. Звери тут часто выбегают на дорогу. Как-то вечером – а уже хорошо стемнело – чудом не въехал в стадо оленей.
Глянув вправо, я увидел одного из этих величавых лесных красавцев. Он стоял среди поля, словно изваяние. Хорошо себя лесное зверье здесь чувствует, вольготно. Их бы еще кто Правилам дорожного движения обучил! А если без шуток: неплохо было бы установить сетку на этом участке – во избежание серьезных ДТП. Чтобы не пришлось потом вспоминать известную поговорку о громе и неверующем мужике…

В столицу въезжали в вечерний час пик, когда поток машин почти не движется. Кто-то предложил объехать пробку у автоцентра.
– Я так раньше и делал, – спокойно отреагировал водитель. – Но утверждены новые Правила пассажирских перевозок, и теперь это считается изменением маршрута и наказывается солидным штрафом.
На мой вопрос, есть ли положительные моменты в нововведениях, наш рулевой, многозначительно улыбнувшись, ответил не без юмора:
– Положительные моменты, конечно, есть, но они, как человек без фликера, малозаметны…

Когда материал готовился к печати, пришло сообщение из МВД: в маршрутке пьяный пассажир ударил водителя. В феврале в микроавтобусе Минск – Солигорск дело едва не дошло до поножовщины.

Отправляясь в дорогу и садясь в маршрутку, мы не можем предугадать, что нас ждет. Так что пожелание доброго пути никогда не будет лишним.

Рекомендации для Вас

Об авторе: redactor2

Добавить комментарий