«Самое сложное — справиться с волнением». Олимпиадники и их учителя о воле к победе

На заключительном этапе олимпиады по учебным предметам Минщину представляли 203 учащихся, 85 из них вернулись домой с наградами. В копилке ребят — 12 дипломов первой степени, 20 — второй и 53 — третьей. Причем четверо учащихся заняли абсолютные первые места. По сравнению с прошлым годом результат улучшился: количество дипломов увеличилось на 26. MLYN.BY  (Корреспондент МП) пообщалась с одаренными учащимися и их педагогами и узнала, в чем секрет их успеха.

«Самое главное — подняться выше в своем развитии»

Одиннадцатиклассник Матвей Драница — один из тех четырех учащихся области, кто завоевал абсолютное первое место в олимпиаде. Лицеисту города Борисова не было равных по испанскому языку. Любовь к этому предмету ему привил отец, который сам его неплохо знает, поэтому и сыну решил дать соответствующее образование. До 9 класса парень учился в средней школе №17, а затем поступил в лицей.

— Изучаю испанский язык со второго класса, — рассказывает Матвей. — В восьмом классе по обмену побывал в Испании, и это только мотивировало на дальнейшее изучение языка и желание в будущем стать переводчиком. Кроме занятий в лицее, я много занимаюсь самостоятельно: постоянно что-то читаю, слушаю. Но самое сложное на олимпиаде — справиться со своим волнением. Если это удается, то обычно все получается.

По словам учителя по испанскому языку  лицея Нелли Шайновой, выиграть олимпиаду по иностранному языку невероятно сложно. Она состоит из трех этапов. На первом ребята выполняют лексико-грамматический тест, на втором — проговаривают

определенные ситуации. Например, рассказывают о современных технологиях в ядерной или других сферах, то есть помимо того, что олимпиадник должен хорошо знать язык, ему еще нужно показать определенные знания в той или иной области. На подготовку отводится не более двух минут, а при ответе учитываются в том числе грамматические ошибки: сделал две — минус один балл. Но мало просто наговорить свой текст, нужно еще потом ответить на ряд вопросов по ситуации. А последний этап олимпиады состоит из аудирования, где в текстах, записанных носителями языка, может встречаться до 2% незнакомой лексики.

— Подготовка к олимпиаде — кропотливый труд, — считает Нелли Шайнова. — Матвей — очень одаренный парень. Он не первый раз завоевывает награды на олимпиадах. На областном этапе, например, был третьим. Он очень хорошо потрудился перед финальным рывком и заслуженно занял абсолютное первое место. Даже сам от себя такого не ожидал. Мы с ним надеялись, что он просто займет призовое место.

Как отмечает учитель испанского языка, чтобы добиваться успеха, должны совпадать два фактора: высоко мотивированный и способный ученик и учитель-профессионал, который обожает свое дело.

— В олимпиадном движении самое главное — подняться на одну ступень выше в своем развитии. Если ученик будет следовать этому, тогда у него все получится, — уверена Нелли Шайнова. — При этом учитель должен постоянно совершенствовать свои знания. Иностранный язык — живой организм, который постоянно меняется, и важно не отставать от веяний времени. А одна из важных задач учителя — научить ребенка работать самостоятельно и правильно пользоваться информацией, которой сегодня в том же интернете очень много.

«Заинтересовался географией в 5 лет — когда получил в подарок карту мира»

Учащийся Минского государственного областного лицея Дмитрий Бартош — еще один обладатель высокой награды на олимпиаде. Он занял абсолютное первое место по географии.

— В олимпиадном движении Дима участвует с 5 класса, а в 8-м впервые попал на республику, — рассказывает о талантливом ученике учитель географии Минского государственного областного лицея Людмила Ольгомец. — У него были дипломы II степени в прошлом и III в позапрошлом годах. Он всесторонне развитый парень. Занимается исследовательской деятельностью, возглавляет лицейское ученическое самоуправление «РИТМ» — Республика инициативной и творческой молодежи. Активно участвует в общественной жизни лицея.

Заинтересовался географией Дима в 5 лет — когда на день рождения получил от мамы в подарок карту мира.

— Я ее изучал, дорисовывал, — вспоминает лицеист. — В пятом классе попробовал свои силы на школьной олимпиаде, а уже в восьмом дошел до республиканской, но тогда я выступал за 9 класс и соревновался со школьниками постарше. Ничего не взял, но уже через год получил диплом третьей степени, потом второй и, наконец, в этом году стал абсолютным победителем.

Как обладателя самой высокой награды Дмитрия пригласили к участию в учебно-тренировочных сборах по подготовке к международной олимпиаде — 2019, а также на Балтийскую олимпиаду.

— Международная олимпиада — это, пожалуй, пик олимпиадного движения любого школьного географа, — говорит одиннадцатиклассник. — Она пройдет в августе в Гонконге. Но поеду ли я туда, будет известно по итогам сборов. Надеюсь, что удача мне улыбнется и на этот раз.

Помимо успеха на олимпиаде, у парня есть и другие достижения. Вместе с друзьями из лицея он провел большую исследовательскую работу, связанную с развитием туризма. Ребята изучили малоизвестные объекты, находящиеся на территории области, и нанесли на карту, которую разместили в интернете. Этот проект был удостоен первого места на Международной научной конференции молодых ученых «Молодежь в науке – 2.0’18».

— Чтобы добиваться высоких результатов, нужно много работать, а лицей — то учреждение, где каждый может реализовать свои способности, — отмечает Дмитрий. — География — многовекторная наука и требует к себе немало внимания. Что касается моей будущей профессии, то пока я не решил, куда буду поступать. Но точно уверен, что география мне в жизни в любом случае пригодится, потому что она научила меня логически мыслить.

«Могу заниматься и до трех часов ночи»

В копилке одиннадцатиклассника из гимназии №10 города Молодечно Ивана Мамчица — диплом I степени по химии. За высокий результат, показанный на олимпиаде, парня пригласили на международную Менделеевскую олимпиаду школьников. Пройдет она в конце мая в Санкт-Петербурге.

— В олимпиадном движении участвую с 9 класса, но только в этом году показал свой наилучший результат, — рассказывает гимназист. — Занимаюсь много: прихожу со школы, делаю уроки и могу до часов трех ночи что-то читать, решать по химии. Мне это интересно, и все это я делаю с удовольствием.

По словам учителя химии и биологии гимназии №10 города Молодечно Оксаны Коляды, победа в олимпиаде — очень большой труд как со стороны учителя, так и учащегося. Но главное — желание изучать предмет и идти к поставленной цели.

— Повышенный интерес к химии я заметила у Вани в восьмом классе. Он задавал очень много вопросов, ему все было интересно, — вспоминает Оксана Коляда. — Тогда я спросила у Вани, не хочет ли он связать свою жизнь с химией. Он ответил, что не определился, но согласился ходить на дополнительные и индивидуальные занятия. Мы работали в разных направлениях: разбирали теорию, решали задачи и тесты, проводили эксперименты. По сути, весь восьмой класс мы прошли на индивидуальных занятиях, а потом стали более глубже и шире вникать в ряд областей. Ваня по-прежнему задавал столько вопросов, что мне и самой приходилось постоянно изучать что-то новое, чтобы донести ему нужный материал. В 9 классе он уже взял диплом второй степени на республике и сказал, что точно будет связывать свою жизнь с химией. Мы с ним стали более глубоко изучать этот предмет и поставили цель — взять еще один диплом на республике, чтобы иметь возможность поступить без экзаменов. Надеюсь, что и на Менделеевской олимпиаде Ваня заявит о себе и расширит свой кругозор.

Юлия БРОЖИНА

Фото из архива героев публикации

Рекомендации для Вас

Об авторе: redactor2

Добавить комментарий