Танки грязи не боятся

Издалека броня танка Т-72 кажется разукрашенной желтым (камуфляж, больше подходящий пустыне). И только подойдя ближе, видишь, что непривычный окрас – это результат интенсивных заездов: по командирскую башенку листы покрылись толстым слоем песчаной пыли. И брод, расположенный неподалеку, будто подсказывает, как с легкостью можно избавиться от демаскирующего налета.

Оттенки цветов, их гармонию и контрасты 18-летний рядовой Назар Комлев успел изучить до призыва. Минчанин окончил декоративно-прикладное отделение Гимназии-колледжа искусств имени И. О. Ахремчика. В прошлом году художник успел автостопом съездить в Китай, а теперь холст, масло и карандаш сменил на рычаги танка. Правда, и здесь талант Назара пришелся весьма кстати: стену казармы с недавних пор украшает его работа. А вот танками, как и многие на «гражданке», рядовой успел порулить разве что виртуальными.

– Про меня шутят: мол, сменил кисти на серп и молот. Так и есть! Теперь учусь крутить гайки. А если честно, вся эта грязь и танки – та еще романтика, – с улыбкой признается Назар. – У нас тут с ребятами все классно, дружим. Я по натуре люблю размах, так что хочется за время службы проявить себя в каких-нибудь масштабных учениях. Да и в танковом биатлоне поучаствовать тоже!

Перед подводным заездом рядовой Павел Килесенидзе заметно волнуется. Но вот солдат занимает место мех­вода – и привычные, заученные до автоматизма действия вытесняют у него мимолетную неуверенность.

– Я, когда узнал, что заберут в армию, сам просил военкома, чтобы направили в танковые войска. У меня по отцовской линии все служили. Техника мне нравится, да и отец-дальнобойщик привил любовь к механизмам. За рычагами себя чувствую почти как за рулем машины, – говорит Павел. – Управлять танком несложно, но первый раз, конечно, было волнительно и жутковато. А сейчас предел мечтаний – попасть на парад. А в идеале – проехать на легендарном танке Т-34-85.

«Коробочка», «ашка», «рогатка» – такие названия в армии заслужил танк Т-72. Однако бронетехника не любит к себе фамильярного отношения. Потому офицеры учат солдат не только управлять грозной машиной, но и уважать танк и будущую специальность.

– К нам приходят 18-летние неподготовленные гражданские ребята. И начинают с азов. Так постепенно мы приводим их к технике. Ведь не у каждого в голове укладывается, что такое 42 тонны, – отмечает начальник 3-й гвардейской школы подготовки танковых и артиллерийских подразделений Александр Пугач. – Вначале курсанты отрабатывают 80 часов на тренажере. А когда они первый раз управляют реальным танком, у них наступает эйфория. Ребята осознают, за что берутся. Виден в глазах ни с чем не сравнимый восторг: происходит всплеск адреналина, выброс эндорфинов. Ну и потом постепенно наращиваются знания…

Всего на танкодроме курсантам необходимо пройти 23 элемента с различными препятствиями. Преодоление водной преграды, когда машина идет по дну в кромешной тьме (дистанция составляет около 400 метров), а ориентироваться приходится лишь по гирополукомпасу, – тест психологический.

– Еще одно сложное техническое упражнение – это подъем и спуск. Все, что они видят через миниатюрный триплекс, подымаясь, – только небо. А потом следует резкий спуск, когда надо снизить скорость, выключить передачу, выжать тормоз, но плавно, чтобы не удариться на спуске, – знакомит с нюансами подготовки гвардии полковник. – В мае экзамен. К этому моменту они, как правило, перекрывают все нормативы в полтора-два раза. То есть, если на задание отводится 18–20 минут, в зависимости от сложности, – они управляются с ним за 12–13. Им интересно. Они незаметно для самих себя переходят из статуса мальчишки в бойца. А дальше – настоящая закалка.

За отведенное время курсанты обучаются управлять техникой не только днем, но и ночью. Пока что механики-водители, наводчики и командиры готовятся отдельно, а уже после испытаний их сведут в экипажи боевых машин.

– Служба не заключается в том, что курсанты катаются по танкодрому, – подчеркивает Александр Пугач. – Наездников у нас нет! Да, сейчас они только учатся и помогают содержать танк в порядке: после полигона техника приходит в парк, где ее обслуживают в центре технического обеспечения. Ребят научат ухаживать за машинами. Чтобы было понимание, что такое ежедневное обслуживание, что такое контрольный осмотр. То есть по окончании экзаменов они станут полноценными специалистами 3-го класса. А там, возможно, и мастерами своего дела.

Рекомендации для Вас

Об авторе: redactor2

Добавить комментарий