Виктор Лысенок: Настоящий полковник

Виктор Лысенок проработал в структуре ГАИ более 30 лет. Возглавлял областное управление в лихие 90-е, когда приходилось бороться с бандами, наводившими ужас на дальнобойщиков. В канун юбилея Виктора Михайловича мы пообщались с ним и узнали, насколько безопаснее стало в наше время на дорогах Минской области.

Справка «МП»

Виктор Михайлович Лысенок родился в д. Мышицы Логойского района 26 марта (в свидетельстве записали – 1 апреля) 1949 года. В 1970-м поступил в Саратовскую школу милиции по подготовке работников ГАИ, через два года окончил ее с отличием и был направлен в учетно-аналитическую группу УГАИ УВД Минского облисполкома. Работал в группах по организации дорожно-патрульной службы и по розыску автомашин, скрывшихся с мест ДТП, в штабе УВД Минского облисполкома. В 1981-м назначен руководителем дежурной службы этого управления. В том же году возглавляемое им подразделение признали лучшим среди аналогичных ведомств БССР. В 1984 году с отличием окончил Академию МВД СССР. Через год утвержден в должности первого заместителя начальника Минского РУВД. В 1988-м становится первым заместителем начальника УГАИ УВД Минского облисполкома. С 1994 по 2000 год возглавлял это управление. Награжден грамотой Верховного Совета БССР за безупречное выполнение служебных обязанностей, а также медалями I, II, III степени «За безупречную службу». Продолжает активно участвовать в жизни Госавтоинспекции, состоит в советах ветеранов областной, республиканской ГАИ, а также Академии МВД.

От секундомера до спидгана

– С тех пор, как окончил в ­1970-м школу милиции, многое изменилось в лучшую сторону, – говорит полковник в отставке Виктор Лысенок. – В первую очередь, конечно, стоит сказать про технические средства, что сейчас имеются у правоохранительных органов. Когда начинал работать в ГАИ, и близко такого не было. Как определяли скорость автомобиля? Делали на дороге две черты, одна от другой – на расстоянии 200 метров. Затем высчитывали по секундомеру, за какое время их проезжают машины. Лишь в 1974 году получили на всю Минскую область два американских спидгана. Но и они не показывали точных цифр. Лишь издавали характерный сигнал, когда отмечали нарушение автомобилем скоростного режима.

Теперь на дорогах установлены камеры фото- и видеофиксации. По сути человек для контроля скорости потока даже не нужен.
– Совсем другая ситуация и в части безопасности – в сравнении с тем, что было во времена СССР, не говоря уже про лихие 90-е, – отмечает Виктор Михайлович. – После распада Советского Союза водителю страшно было остановиться где-нибудь за городом: там, как правило, промышляли какие-нибудь банды. Вспоминаю случай из моей практики. Как-то неподалеку от Вилейки вооруженные люди в масках напали на священника с шофером. Те мирно ехали на микроавтобусе по трассе Мядель – Борисов. Преступники завладели микроавтобусом. Благо людей оставили в живых, только привязали к дереву в лесу.

Помог батюшке с водителем проезжавший мимо председатель местного колхоза. Услышал крики, освободил бедолаг и привез их в отделение милиции, где они рассказали о случившемся. Задержали преступников на автозаправочной станции возле Логойска.

Для борьбы с подобными бандами в 1990-х при Госавтоинспекции даже создали специальный вооруженный батальон, который патрулировал круглые сутки основные транспортные пути нашей страны. Сейчас же в таких силовых подразделениях нет надобности.

Берегись пешехода

Нельзя не согласиться с Виктором Лысенком, который утверждает, что на дорогах Минщины и республики стало намного удобнее ориентироваться и оценивать обстановку благодаря внедрению новых технических средств, элементов и информационных обозначений. Оказывается, если в 1970-е в ПДД было всего около 170 знаков, то сейчас – более 250.

Изменения в Правила дорожного движения вносились с целью сделать обстановку на дороге более безопасной. Впрочем, есть и спорные моменты. Так, по мнению полковника в отставке, не стоило отдавать приоритет пешеходам на нерегулируемых переходах.

– Раньше было так: пешеход, перед тем как перейти дорогу, обязан был убедиться, что его действие будет безопасным. Вначале посмотреть налево, убедиться в отсутствии приближающегося транспорта. Затем дойти до середины, посмотреть направо. И лишь в случае отсутствия автомобилей завершать переход. Сегодня же пешеход пересекает дорогу не глядя, как танк, зная, что его обязаны пропустить. При этом даже не задумывается, что сочлененный автобус, который везет 200 человек, или же 20-тонная фура сразу не остановятся. По сути это правило приоритета противоречит законам физики и механики: человеку ведь намного проще остановиться, чем любому транспортному средству. В ГАИ, к слову, сейчас думают, как сделать так, чтобы пешеходы, как и раньше, были бы более внимательными и сами следили за своей безопасностью.

Преграды на пути

Еще один момент, на который стоит обратить внимание местных властей, как считает Виктор Лысенок, – злоупотребление некоторыми элементами безопасности:

– В столице и крупных городах области есть улицы с шестью и более «спящими полицейскими». Складывается впечатление, что дорожные органы игнорируют существующие требования по искусственным неровностям, прописанные в СТБ 1538-2013. Ставят их не для безопасности, а для статистики. Словно хотят отрапортовать: в прошлом году установили 10, а в этом нужно улучшить результат и сделать 12. Только ведь многие европейские страны, та же Германия к примеру, отказываются от этих горок. Потому что из-за них падает средняя скорость движения по городу, увеличивается количество и продолжительность пробок. У машин возрастают затраты горючего, смазочных и расходных материалов. Повышается уровень выброса выхлопных газов. Плюс это ведь дополнительный стресс для владельцев автомобилей. Водителям общественного транспорта и таксистам так вообще можно с ума сойти. Попробуй целый день попрыгай по этим кочкам. На мой взгляд, в большинстве случаев лучше вместо искусственных неровностей устанавливать светофоры с ручным регулированием. А «спящие полицейские» использовать лишь в исключительных случаях, на действительно опасных участках, где ежегодно происходит множество ДТП с пешеходами.

Негативно оценивает Виктор Михайлович и выход из структуры ГАИ специальных монтажно-эксплуатационных управлений, отвечавших за разметку, знаки и прочие дорожные элементы:

– В Минской области такое разделение произошло в 2001 году. До этого времени все решения инженерной службы ОГАИ по улучшению организации дорожного движения были обязательны к исполнению, затем такие решения стали носить рекомендательной характер (т. е. спецпредприятия сами решают, что им делать, а что нет).

Тем не менее бывший начальник УГАИ УВД Минского облисполкома отмечает, что дороги в области стали значительно лучше, машины – намного безопаснее (водителям в разы легче управлять ими). Но вот уровень культуры вождения за несколько десятков лет, к сожалению, снизился.

– Едешь сейчас в плотном потоке машин, показываешь указателем поворота, что хочешь перестроиться в другую полосу, никто тебя не пропускает, лишь в редких случаях. Раньше процентов на 100 тебе бы позволили перестроиться. Люди добрее были, – утверждает Виктор Лысенок.

Евгений ОЛЕЙНИК

Рекомендации для Вас

Об авторе: redactor2

Добавить комментарий