Два года отработал, но решил остаться еще на пять — молодой учитель о жизни и работе на селе

Учителю иностранного языка Владиславу Татаринцеву 23 года, он самый молодой педагог Шацкой средней школы Пуховичского района. Положенные по закону два года парень уже отработал, но уезжать из агрогородка не захотел — заключил контракт еще на пять лет, один год уже отработал. Что держит молодого учителя в глубинке и каким он видит свое будущее, выясняла корреспондент «МП».

«Крупный город — это интересно, а в агрогородке — тихо и спокойно»

От Минска до Шацка — около 75 километров. Согласно последней переписи населения, в 2012 году там проживало чуть более 600 человек. Как утверждают местные, примерно столько же насчитывается и сегодня. В населенном пункте есть вся самая необходимая инфраструктура: больница, аптека, три магазина, почта, Дом культуры… Владислав уверяет, что этого более чем достаточно.

— Крупный город — это, конечно, интересно, но вся эта суета, как по мне, быстро надоедает. А здесь тихо, спокойно, размеренно, — перечисляет плюсы сельской жизни молодой учитель. — Жаловаться не на что. Воздух чистый, вокруг — природа. А самый лучший отдых для меня — за книжкой с чашкой чая в уютном кресле. Я не особый любитель куда-то выбраться. Единственное, что люблю, так это Дом культуры. Увлекаюсь игрой на гитаре, а там у меня есть возможность и что-то сыграть, и спеть. Там мы с учениками готовим номера к различным праздникам. А вот тем, кому нужны клубы, кафе, видимо, некомфортно будет жить в сельской местности.

Сам Владислав из Марьиной Горки — это примерно в 30-ти километрах от Шацка. Казалось бы, есть возможность  жить в родном городе, а на работу ездить в агрогородок. Но парень предпочитает снимать комнату.  

— Когда я только приехал сюда, жил в Габриелевке, соседнем агрогородке. До работы добирался на школьном автобусе — весь путь занимал минут 10, — рассказывает собеседник. — Так получилось, что жилье нужно было освободить, но меня с радостью приютила бывший педагог школы, за что я ей очень благодарен. Она замечательный человек и профессионал своего дела — дает ценные советы, очень  нужные мне в работе. Возможно, в следующем году я сменю место жительства. Сейчас прорабатывается вопрос аренды небольшого домика у местного хозяйства.

«В нашей семье одни военные, только я — педагог»

Связать свою жизнь с английским языком Владислав окончательно решил в одиннадцатом классе, за несколько месяцев до поступления. Какое-то время он даже хотел стать врачом, но потом понял — не его это. Что удивительно, в школе английский язык не был его любимым предметом. Ему нравились биология, химия, история.

— В моей жизни не раз так случалось — те вещи, которые мне были не по душе, потом становились самыми любимыми. С английским — то же самое. Когда я в старших классах стал увлекаться зарубежной музыкой, культурой, постепенно полюбил и иностранный язык, — отмечает собеседник. — Изначально хотел поступать на переводческий факультет Гродненского университета, но баллов на бюджет не хватило, а на платный не пошел, чтобы не создавать финансовых трудностей родителям. И тут из Волковысского колледжа Гродненского университета раздался звонок с предложением поступить к ним — на учителя английского языка. Подумал: почему бы и нет? И уже через три года и десять  месяцев стал дипломированным специалистом и приехал на отработку в Шацк.

Вот уже три года Владислав работает учителем иностранного языка и считает, что в свое время сделал правильный выбор.

— В нашей семье никогда не было педагогов, — рассказывает о себе наш герой. — В основном военное образование: отец — офицер, мама тоже в части работает. Когда близкие узнали, что я собираюсь стать учителем, поначалу удивились, а потом сказали: «Будешь первым педагогом в семье!». И я еще ни разу не разочаровался в выбранной профессии. Чувствую себя на своем месте. Быть учителем английского языка — круто. На каком еще уроке можно поговорить о музыке, литературе, кинематографе, науке и так далее? А вот на английском — можно, в зависимости от изучаемой темы. С одной стороны, это очень увлекательно, а с другой — постоянно нужно заниматься   самообразованием, узнавать что-то новое. Без интересной и полезной информации заинтересовать своим предметом детей очень сложно.

Молодой учитель сегодня ведет уроки в 3-м и с 6-го по 10-е классы. Говорит, было тяжело работать только в первый год. Тогда Владислав приходил домой и по нескольку часов готовился к занятиям. Сейчас на это уходит гораздо меньше времени. Да и бумажной работой, по его словам, он тоже не загружен.

— Современные дети не сложные, со всеми можно найти общий язык, — уверен наш герой. — Я никогда никого не выделяю из своих учеников — стараюсь ко всем относиться уважительно. Да, бывает, порой приходится кого-то из них огорчить плохой оценкой. Но не всегда отметка отражает уровень знаний. Возможно, у парня проблемы в семье или он проснулся с плохим настроением. Это тоже влияет на оценку.  Но я всегда стараюсь проявлять максимальную объективность.

По словам молодого учителя, каждое новое поколение отличается от предыдущего.  Сейчас на детей большое влияние оказывают информационные технологии. Это не хорошо и не плохо —  смотря как их использовать.

— К сожалению, результаты своей работы мы видим не сразу. Они могут стать заметны через какой-то промежуток времени. Например, когда твой ученик одержит победу на олимпиаде или получит высокий балл при поступлении, — считает Владислав. — Я стараюсь объяснить детям, что знание английского сегодня обязательно, без него сложно найти, например, хорошую работу. Но, увы, не все они в силу возраста хотят это понимать.  Вот и приходится их как-то заинтересовывать.

«Некоторые говорят: «Неужели ты всю свою жизнь собираешься работать учителем

— Раньше учитель был авторитетом для ученика, уважаемым человеком. Теперь отношение к нему несколько изменилось. Как вернуть престиж профессии? — интересуюсь у молодого педагога.

— Это сложный вопрос. Возможно, те, кто идет в эту профессию, должны быть готовы столкнуться с определенными трудностями и преодолеть их. А если человек не до конца уверен в своей профессии —  тут начинается халатность, — считает Владислав. — Со мной в колледже на курсе учились трое ребят, и насколько я знаю, они не хотят оставаться в этой профессии. А я еще на практике понял, что быть учителем — это мое. Это прекрасная профессия, я чувствую, что делаю что-то полезное. Далеко вперед загадывать не буду, но в ближайшие годы менять ее я точно не собираюсь.  Хотя некоторые знакомые говорят: «Неужели ты всю свою жизнь собираешься работать учителем?».  А я даже не представляю себя где-то в другой сфере.

— И даже зарплата вас устраивает?

— На жизнь хватает. Возможно, когда появится семья, возникнут определенные  вопросы. Но ведь есть и другие сферы, где зарплата еще меньше.

— Пока не собираетесь создавать семью?

— У меня есть девушка, которая мне очень дорога. Она врач.

Сегодня Владислав получает высшее образование в Минском государственном лингвистическом университете.

— Сейчас каждый пытается ухватиться за любую возможность. Но иногда в жизни полезно остановиться, оглянуться по сторонам и подумать, не упускаешь ли ты в этой гонке что-то важное, — говорит собеседник. — Найти себя можно в любом случае. Вот была у меня в детстве мечта — стать рок-музыкантом.  Возможно, поэтому я и решил научиться играть на   гитаре. Два года назад купил инструмент, вечерами стал осваивать его. А сейчас с детьми и в школе, и в летнем лагере мы разучиваем песни, ставим программы. Бывает, и на уроке могу им что-нибудь интересное сыграть, если тема занятия — музыка. И ребятам это нравится, они разучивают песни на иностранном, подпевают. А еще я обучаю учеников младших классов шахматам. Ими я заинтересовался пару лет назад, когда работал воспитателем в загородном лагере. Однажды один мальчик попросил сыграть с ним, и я настолько увлекся шахматами, что стал штудировать различные сайты, в том числе англоязычные, чтобы научиться этой замечательной игре.

По словам Владислава, комфортные условия работы – весомый аргумент для молодежи, стимул для закрепления кадров на местах.

— Мне повезло: первые шаги в профессию мне помогал делать наставник. Это учитель английского языка Наталья Николаевна Шеститко. Я получил от нее бесценный опыт, — отмечает молодой педагог. — Да и в целом мне повезло с коллективом. Несмотря на то что мои коллеги старше меня, я не испытываю трудностей в общении, наоборот — все стараются помочь, поддержать. В том числе и поэтому я решил остаться после обязательной отработки. А еще мне не хотелось бросать ребят, к которым я привык за два года работы. В моих планах — получить высшее образование, а как дальше сложится жизнь — будет видно.

Директор Шацкой средней школы Светлана ПИГУЛЕВСКАЯ:

— Несмотря на то что средний возраст нашего коллектива около 50 лет, Владислав Андреевич быстро нашел общий язык со всеми. Он очень умный, грамотный, спокойный. Детям с ним интересно. Видели бы вы, какая у него доброжелательная атмосфера царит на уроке, он никогда не повышает голос, но при этом ученики его слушаются и уважают. После обязательной отработки мы с ним заключили контракт на пять лет, плюс ему полагается 50-процентная ежемесячная надбавка к окладу — это прописано в районном соглашении профсоюзов.

В новом учебном году будем выходить с ходатайством о выделении Владиславу Андреевичу отдельного жилья. Возможно, к нам придут новые молодые специалисты, и наш коллектив  еще больше помолодеет.

Юлия БРОЖИНА, фото автора

Рекомендации для Вас

Об авторе: redactor2

Добавить комментарий