Как в Фаниполе «потеряли» мост через железную дорогу

Пешеходный мост около железнодорожной станции Фаниполь не могут отремонтировать вот уже семь месяцев, потому как сейчас ни у кого на балансе он не значится. Как получилось, что по бумагам «потеряли» целый путепровод, выяснял корреспондент «МП»

Дал трещину

Мост метрах в 400 от железнодорожной станции Фаниполь закрыли на ремонт более полугода назад, но с тех пор работы не начинались. С такой проблемой в редакцию обратились сразу несколько горожан. Путепровод был важен для жителей — соединял жилую и промышленную зону, между которыми проходит железная дорога.

Еще осенью 2018 года фанипольчане обратили внимание прокуратуры Дзержинского района на то, что из моста торчит оголенная арматура, на его опорах видны серьезные трещины, на лестницах зияют дыры. Служители Фемиды выдали предписание местному горисполкому и БЖД досконально обследовать путепровод, определить степень его аварийности, найти балансодержателя и привести сооружение в порядок.

— Мост не находится на нашем балансе, но учитывая, что он проходит над путями, мы обратились в Белорусский дорожный научно-исследовательский институт. Его сотрудники изучили конструкцию и сделали заключение: часть, расположенная над железнодорожным полотном, не представляет опасности для подвижного состава, а вот пешеходные сходы — аварийные. В соответствии с этим заключением в Фанипольском горисполкоме приняли решение о закрытии моста, — поясняет заместитель начальника Минского отделения Белорусской железной дороги Александр Дерюгин.

В октябре работники фанипольского ЖКХ закрыли лестничные спуски решетками с табличками «Прохода нет». В городе остался единственный оборудованный пешеходный переход через железную дорогу — примерно в километре от станции, возле переезда.

Свой путь

Многие горожане этот единственный разрешенный переход игнорируют и пересекают пути либо под закрытым мостом, либо прямо у станции Фаниполь. В первом случае проход запрещен полностью, во втором частично. Дело в том, что перед зданием станции пять железнодорожных путей. До платформы, расположенной посередине, устроен переход из бетонных настилов. А вот дальше, в направлении промышленной зоны, такой дорожки нет, более того — там установлен знак «Запрещается переходить пути в неустановленном месте». Однако пешеходы его игнорируют. На моих глазах бабушка, с трудом переступая через рельсы, минут пять преодолевала пути. Если бы в это время там двигался, даже на малой скорости, какой-нибудь поезд, она вряд ли бы успела дойти до конца.

Почему около станции нельзя сделать переход через все пути, выложить его настилами? В Минском отделении БЖД объяснили, что по действующим нормам коммуникации должны вести, например, к объекту железной дороги или другим пешеходным связям. А в том месте расположены лишь заборы предприятий с проездами для транспорта. Сделают пешеходный переход — люди получат стимул проходить в неустановленных местах и игнорировать проходные заводов.

Вторая народная тропа ведет под мост. Кто-то даже выдрал из ограждения железной дороги два стальных прута — чтобы было удобнее переходить пути. Судя по почерневшему от сварки забору, прутья неоднократно крепили обратно, но их снова выламывали.

К счастью, до сих пор ни около станции, ни под мостом не было случаев, чтобы человек попал под поезд. Однако, по мнению Минского транспортного прокурора Николая Кротова, если ничего не предпринимать, рано или поздно случится трагедия.

— Переход через железнодорожные пути в неустановленных местах представляет для граждан огромную опасность, — констатировал Николай Кротов. — А на этом участке вероятность травматизма особенно высока: здесь идет кривая пути, из-за чего у локомотивных бригад видимость ограничена. Плюс из-за пригорка сами граждане могут не заметить приближающийся подвижной состав. С начала года в Минске и Минской области на железной дороге травмы получили 11 человек, 8 из них погибли. Основная причина — несоблюдение гражданами мер личной безопасности, переход железнодорожных путей в неустановленном месте.

Примерно то же самое прокурор сказал молодому человеку, который перешел рельсы под мостом. В оправдание своей беспечности парень привел расчеты:

— От дома до работы моего отца напрямую через эту тропинку — 500 метров. Если же идти на железнодорожный переезд, где официально разрешен переход для пешеходов, а оттуда — в промзону, получается крюк в три-четыре километра. Почините мост, и никто не будет рисковать жизнью!

Мост сдал, не принял

Местные власти о проблеме осведомлены. Более того, со слов председателя Фанипольского горисполкома Владимира Кореневича, завод железобетонных мостовых конструкций готов был обновить путепровод за свой счет. Однако  для  производства каких-либо работ на объекте необходимо согласие собственника. Но ни у БЖД, ни у завода железобетонных мостовых конструкций, ни у какой-либо  другой организации на балансе эта недвижимость не значится.

— Искали тщательно и не один месяц, — уверяет Владимир Кореневич. — И мы, и БЖД обращались в различные организации, архивы. В Белгипродоре удалось найти проектную документацию, разработанную в 1969 году. Однако в ней не указан заказчик объекта. Вышли на строительную организацию, которая возвела в 1972 году мост. Но и у них по путепроводу никаких документов не сохранилось. В итоге так и не узнали, кто собственник.

— Для центрального региона случаи, когда недвижимое имущество ни у кого не числится на балансе, крайне редки, — поясняет председатель комитета государственного имущества Миноблисполкома Антонина Полякова. — Возможно, этот мост «потеряли» в 1990-х в процессе реорганизации предприятия-собственника или его ликвидации. Это сейчас четко прописано, чтó делать с недвижимым имуществом в процессе банкротства, ликвидации, реорганизации предприятия, а также в иных случаях. Тогда такого четкого алгоритма не было. Выход из ситуации есть: имущество должно быть поставлено на учет в организацию по регистрации недвижимого имущества, а затем в судебном порядке этот объект может быть признан бесхозяйным и передан в коммунальную собственность. Правом на обращение в суд наделяются исполкомы по месту нахождения объекта. Однако если еще не прошел год с момента принятия недвижимого имущества на учет, как бесхозяйного, в возбуждении дела отказывается.

Отметим, что через год, в 2020-м, БЖД планирует организовать перевозку пассажиров поездами городских линий на участке Минск — Фаниполь — Дзержинск. В связи с этим должны реконструировать ж/д станцию Фаниполь, а заодно обустроить там подземный переход под путями. С учетом этого, по словам Владимира Кореневича, возможно, мост так и останется закрытым для пешеходов. Однако рано или поздно его отремонтируют — ведь прямо под конструкцией проходят трубы отопительной системы города.

Несмотря на это, уже в сентябре нынешнего года фанипольчанам станет проще добираться на работу в промзону — местные власти пообещали пустить городской автобус по маршруту «Микрорайон Южный — Южный-2 — Северный — промышленная зона».

Дополнительно

Штраф до 51 рубля (2 БВ) — такое наказание предусмотрено за проход по железнодорожным путям в неустановленном месте в соответствии со статьей 18.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Евгений Олейник, фото Анна Халдеева

Рекомендации для Вас

Об авторе: redactor2

Добавить комментарий