Медиафорум в Бресте вдохновил участников на новые идеи и решения

Новая реальность в которой мы все сегодня находимся, обсуждалась на полях XIV Белорусского международного медиафорума в Бресте. Формально мероприятие носило название «Партнерство во имя будущего: журналистика и социальная защита общества», однако фактически было посвящено информационной безопасности.

Новая информационная реальность, в которой мы оказались буквально за год, – это нисколько не фигура речи. На прошлом медиафоруме, к примеру, о грядущем торжестве мессенджеров как новых СМИ говорили несколько осторожно: мол, посмотрим, как пойдет. Не прошло и года – и вайбер-чаты с телеграм-каналами полностью изменили информационное пространство и, похоже, с большим отрывом выигрывают конкуренцию в сфере доставки сведений к потребителю у, казалось бы, незыблемых лидеров прошлого года – социальных сетей. Новости, комментарии, фейки, контрфейки, зондаж общественного мнения, информационные вбросы, просто откровенная дезинформация – и все это у нас на ладони. Павел Дуров, создавая мессенджер Telegram (который, как выяснилось, практически невозможно расшифровать извне), выпустил на свет джинна, имя которому – анонимность, что в современных условиях – синоним безответственности. Нет, конечно, относительная гарантированная безнаказанность источника информации, с одной стороны, благо для журналиста. Но с другой – откровенная продекларированная возможность безопасно передавать любую информацию любому пользователю.

И в данной области журналистика тесно смыкается с понятием без­опасности государства. Впрочем, вероятность передачи сведений, представляющих, к примеру, военную тайну, – тема отдельного исследования. Однако в сфере информационной безопасности анонимные источники успели проявить себя. Как отметил директор ИД «Беларусь сегодня» Дмитрий Жук, опасность и заключается в том, что благодаря массовому распространению именно анонимные каналы выходят в лидеры мнений. Причем этому процессу способствуют традиционные СМИ, активно цитируя анонимов как источник информации. В настоящий момент суммарная аудитория телеграм-каналов в Беларуси составляет примерно 600 000 подписчиков. Но, как считает Дмитрий Жук, не в этом проблема.

– Телеграм-каналы на самом деле борются за индекс цитирования. Их задача – внедрить свои мысли в традиционные СМИ, которым в настоящий момент доверия больше, – подчеркнул он.

Дискуссия о перспективах возможной конкуренции между традиционными СМИ и мессенджерами завершилась не начавшись.
– 95% российских журналистов просто не готовы работать в этой новой информационной реальности, – заявил директор Евразийского коммуникационного центра (Россия) Алексей Пилько. И привел в пример ситуацию с трагедией в кемеровском ТРЦ «Зимняя вишня»: – Тогда регио­нальные СМИ по сути проиграли повестку дня двум пранкерам. И только вмешательство Кремля и федеральных медиа позволило «отыграть» ситуацию на информационном поле.

Между тем тот же Алексей Пилько призвал не драматизировать ситуацию.

– До «черной» ТВ- и газетной журналистики 1990-х телеграм-каналам еще расти и расти, – сказал он, и аудитория благополучно выдохнула, потому что это действительно правда. Огромное количество источников информации позволяет фильтровать контент и отличать достоверные источники от недостоверных. Но под силу ли это обычному читателю?

Впрочем, пока довольно остро стоит и другой вопрос: под силу ли это традиционным СМИ?

И в этом большой вызов не только газетам и ТВ, но и пресс-службам, иным отделам, занятым коммуникацией с населением.

– Традиционные способы взаимодействия, которые существовали еще 20–30 лет назад, уже себя не оправдывают. Сегодня нужны новые подходы, появляются новые возможности. Даже есть необходимость нового языка, на котором мы должны говорить с потребителями.

Пользователь «Твиттера» не воспримет пресс-релиз, написанный на трех страницах казенным языком. Для него нужна другая форма взаимодействия, – сказал заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России Алексей Волин. И с этим не поспоришь. Новая медиаэпоха диктует новые правила. Впрочем, песенка привычных газет и ТВ явно еще не спета. Какие новые вызовы поставит перед СМИ всех видов цифровая эпоха – мы увидим уже очень скоро. Время не ждет.

Максим КОРОТКИН

Рекомендации для Вас

Об авторе: redactor2

Добавить комментарий