Первопроходец: художник-новатор из Столбцов Василий Зенько единственный в стране пишет картины для тех, кто лишен зрения

Белорусский художник Василий Зенько создал серию живописных работ для незрячих людей. Его уникальные полотна, которые можно «осматривать» кончиками пальцев, недавно экспонировались в Национальном художественном музее. «И чувствуя, видеть…» – первая в нашей стране выставка живописных тактильных картин. Корреспонденты «МП» побывали в мастерской художника-новатора, где прикоснулись к прекрасному буквально.

Руками трогать!

Новаторская идея Василия Зенько сломала преграду между слепотой и искусством. Многие незрячие люди впервые переступили порог Национального художественного музея, смогли пройтись по холстам ладонями, почувствовать каждую линию, каждый мазок кисти. А это важный шаг в создании безбарьерной среды в Беларуси.

Для воплощения непростой задумки в жизнь идеально подходила авторская техника письма художника – фактурная, рельефная. Ее Василий Зенько выработал давно и даже хотел запатентовать. Но не получилось – закрепить за собой исключительное право на живописную технику оказалось невозможным.

На создание работ, которые можно «смотреть» на ощупь, художника вдохновило участие в первой инклюзивной творческой лаборатории белорусско-шведского проекта «ИнкАртЛаб» в Минске. Решили узнать, как его картину «Подсолнухи» с объемной, контурной поверхностью воспримет человек с глубокими зрительными нарушениями. Экспертом стала незрячая пианистка Мария Рудко.

– С обратной стороны к полотну подключили микрофон. Когда Мария «прочитывала» картину, ее пальцы словно играли на полотне и микрофон записывал эту своеобразную музыку. Эта девушка незрячая не с рождения, ее память сохранила образы предметов. Мария без труда поняла: на холсте – цветы, – рассказывает Василий Зенько.

Работа над новым инклюзивным арт-проектом длилась больше года. В итоге экспозицию составили семь тактильных живописных произведений. Помимо изображения на каждый холст нанесены поэтические строки шрифтом Брайля. «Сеў матылёк на куст квяцістага бэзу – і ўбачылі ўсе адразу, які фіялетавы бэз, а матылёк бялюткі», «Паспела – й займела душу? У жоўтай грушы гаспадаруе аса» – некоторые из «пунктиров» белорусского поэта Алеся Рязанова, лирические миниатюры которого и зашифровал художник в виде объемных мазков-точек.

Открыть глаза

– Вначале хотел выбрать хокку – трехстишия, один из видов японской поэзии. Но восточная философия сложна. Вспомнил о классике белорусского верлибра Алесе Рязанове и обратился к его творчеству. Взял максимально содержательные и понятные для незрячих людей тексты стихов, которые можно сделать изобразительными. Мария Рудко перевела «пунктиры» на шрифт Брайля. Переживал, будет ли эта особая азбука читаться на холсте. Мария консультировала, указывала, что сделано не так в написании этим шрифтом, – вспоминает художник.

Не меньше волновало Василия и то, воспримет ли его композиции слепой человек, не владеющий брайлем. Но опасения оказались напрасны. Выставка вызвала неподдельный интерес. Приезжали целые группы слабовидящих людей, например, из УП «Светоприбор» ОО «БелТИЗ». Некоторые незрячие, осязая ладонями картины, не хотели от них отходить, ведь для этих людей в тактильности – вся жизнь. Они предложили дополнить картины аудиогидами.

– Не было цели сделать учебник – это бабочка, это птица, это цветок. Лаконичными образами хотелось разбудить воображение незрячих, дать им толчок для размышлений, – замечает ав-
тор. – Хочу показать эти картины в белорусских городах, специализированных школах и интернатах для незрячих, чтобы все люди, лишенные зрения, смогли приобщиться к искусству.
Картины, созданные Василием Зенько для незрячих людей, будут интересны и человеку без проблем со зрением. Мастер кисти заметил, что это не финиш арт-проекта. Он хочет показать синтез живописи и поэзии через литературу других авторов, возможно, и зарубежных.

Код Зенько

Его произведения хорошо узнаваемы – контурная техника, гармоничная цветовая гамма. Причудливое переплетение линий на полотнах создает объемные арабески. Его знают во многих странах мира. Выставки проходят по всей Европе. Помимо частных коллекций в Америке, Германии, Норвегии, Турции, Франции и других странах, полотна Василия Зенько находятся в нескольких белорусских музеях, включая Национальный художественный. Его картины можно увидеть и в Музее современного русского искусства в Нью-Йорке.

Василий поэтизирует природные феномены. Его стиль называют экологическим романтизмом.

– До диплома я писал в стиле немецких экспрессионистов. В ту пору на меня также повлияло творчество белорусских художников Леонида Хоботова, Сергея Кирющенко. Любил пастозную технику маслом – плотные, непросвечивающие слои, энергичность мазка, эмоции, яркость. А сейчас по-другому. Я очень импульсивный человек, сложно поверить, что это моя живопись, – признается Василий Зенько. – Экспериментировал с отмывками, фактурой, рельефом. Если говорить о пластике, мой мир перевернула книга о первобытном искусстве. Аборигены удивительно изображали флору и фауну на керамике, стенах пещер – угловатые и примитивные животные, черепахи, ящерицы. Технику продолжаю развивать.

А вот выбор профессии определила творческая среда, в которой вырос. Примером был и остается отец – талантливый фотохудожник Василий Зенько-старший, который работает и фоторепортером в столбцовской районной газете.

– Отец хорошо рисовал, но увлекся фотографией. Среди моих детских воспоминаний – множество писем со словами восхищения и благодарности в адрес папы, приходивших с фотовыставок. Храню фото, которое объездило полмира и победило во множестве конкурсов – мой черно-белый детский портрет, сделанный отцом, – рассказывает не менее талантливый сын.

Свой путь Василий Зенько-младший определил самостоятельно в 11 лет: несмотря на скепсис родителей, поехал учиться в Белорусский лицей искусств (ныне – гимназия-колледж искусств имени И. О. Ахремчика). И в 18 лет у него уже был диплом преподавателя. Год работал в Столбцовской школе искусств, а затем поступил в Белорусскую государственную академию искусств на монументально-декоративное отделение.

Взмах «Новых крыльев»

За последние восемь лет молодой художник реализовал около 20 персональных арт-проектов, каждый из них насчитывает с десяток картин. Несложно представить, каким трудоголиком нужно быть, чтобы создать столько полотен. У него есть блокнот, где уже намечена еще двадцатка проектов. Идеи генерируются нон-стоп.
– Иногда даже внутренняя паника возникает – время-то идет. Чтоб только жизни хватило все успеть! – восклицает неутомимый Василий Зенько. – Уже начал два новых проекта. Первый – «Другая кожа», где совмещаю женские образы с объектами флоры и фауны. Например, на картине «Новые крылья» – девушка-лебедь, еще работа – «Муза-медуза». Второй проект – «Лица времени»: большие портреты людей, которые повлияли на течение жизни. Готовы портреты Гавриила Ващенко, Жак-Ива Кусто.

Василий Зенько – художник невероятно увлеченный, разносторонний. И в какой-то мере продюсер – курирует многочисленные, в том числе и зарубежные, коллективные выставки современных белорусских художников. Недавно, например, организовал выставку шести белорусских художников в Китае. Среди прочего исполняет обязанности председателя монументальной секции Белорусского союза художников.

А какая из ипостасей ему ближе?
– В юношестве увлекался фото, занимался латиноамериканскими танцами, играл в двух группах на ударной установке. Сейчас очарован ретроавтомобилями, стараюсь участвовать в столичном фестивале «Oлдтаймеръ Ралли». На одном из таких соревнований владельцев автораритетов наша команда на «Победе» 1952 года заняла 9-е место из 50, – рассказывает Василий Зенько.

Если необходимо определиться с амплуа, он бы назвал себя экспериментатором. Ведь художник – это человек, который вечно ищет и никогда не находит. В планах заняться скульптурой – любит лепить, резать, обрабатывать материал.

– Меня радует, что я шагаю от самого себя. Занял свою нишу. Делаю то, что нравится, а попадает это в «поток» или нет – не важно. Стараюсь не бежать за мейнстримом, не оглядываться на тренды – это абсолютно не мое. Хочу быть верен самому себе, и если мне удастся это сохранить – буду счастлив.

Елена ПАШКЕВИЧ

Рекомендации для Вас

Об авторе: redactor2

Добавить комментарий