Мастер из Дзержинска Андрей Мартынюк за свою жизнь создал более 200 моделей деревянных часов

Размеренное тиканье нескольких десятков часов… Настольных, настенных, уникального дизайна и стиля. Дом мастера народных промыслов из Дзержинска Андрея Мартынюка больше напоминает музей. Что ни экспонат – настоящее произведение искусства.
За свою жизнь белорусский Кулибин создал более 200 моделей деревянных часов. Оригинальные ходики умельца отсчитывают время в Австралии, Америке, Европе, Ближнем Востоке, Африке. Многие исправно идут уже на протяжении долгих лет.
Как мастер приручил дерево, встретил свою Маргариту и замахнулся на театр, узнавала корреспондент «МП».

Властелин времени

– Это была моя детская мечта, – говорит Андрей Мартынюк. – Как-то родители мне подарили диапроектор с пленочками-слайдами. На одной из них был фильм про изобретателя Кулибина и его уникальные часы. История его жизни и творчества меня впечатлила. Но свои первые часы из дерева я сделал только в тридцать лет.
По образованию Андрей Михайлович инженер. Для того чтобы освоить сложный часовой механизм, буквально прописался в библиотеке. Штудировал труды Генри Кана, Юлиуса Гене. А затем пробовал, экспериментировал. Понадобилось 15 лет, чтобы отработать все механизмы. Сначала пытался скопировать металлические часы в дереве. Не получилось. Пришлось искать другие варианты.

– Дерево, как и любой другой материал, имеет свою специфику, – объясняет мастер. – Приходится учитывать все нюансы, подгонять размер зубцов и шаг шестерен. Все работы созданы по моим индивидуальным расчетам. Раньше для изготовления механизмов использовал клен, яблоню, вишню. Сейчас остановился на березовой фанере. Это ускоряет и удешевляет работу. Переднюю панель оформляю стандартным набором древесины – дубом, ольхой, ясенем, березой. Они больше всего подходят для реализации творческих задумок. Деревянные часы по конфигурации ничем не отличаются от механических. Ничего нового в часовом деле за последние 200 лет придумано не было.

Техника воплощает фантастику

За все время Андрей Мартынюк сделал более 300 больших часов и около 1000 маленьких. Воплотить задумки ему помогает современное оборудование. Несколько станков Андрей Михайлович смастерил своими руками.

– Первый самодельный станок стал для меня фантастикой! – говорит мастер. – Создал его из старых матричных принтеров. Простой, но он выполнял необходимые операции. Комплектующие для последнего станка лазерной резки закупил благодаря гранту Президента Республики Беларусь. Чтобы собрать оборудование, изучил литературу, разобрался со всеми техническими нюансами. Говорят, что современные технологии убивают творчество, но я с этим не согласен. Техника экономит время и позволяет экспериментировать. Благодаря станкам лазерной резки, я с легкостью меняю шестеренки, передаточные числа – существенно ускоряю процесс.

Именно лазерный станок помог Андрею Мартынюку реализовать масштабный проект – кинетический театр «Балабуха». Пять лет мастер фантазировал, делал чертежи и расчеты. И когда идея приобрела ясные очертания, реализовал ее за полгода.

Кинетический театр «Балабуха» состоит из четырех площадок, отражающих народные белорусские праздники – Каляды, Купалье, Дажынкі. По задумке Андрея Михайловича, каждая кукла в театре имеет свой прототип среди работников культуры Дзержинского района. С созданием персонажей театра помогла художница-дизайнер из районного центра культуры и народного творчества Наталья Ермалович.

– По аналогии с кинетическим театром задумал сделать серию настенных мини-театров, – делится планами Андрей Михайлович. – Представьте объемную коробку, метр шириной и 80 сантиметров высотой. Именно там будет происходить все действо. Работа многослойная, с большим количеством персонажей – плоских, вращающихся под музыку. С тематикой определился: это будут белорусские национальные обряды. Например, игрище «Ката пячы», которое в 2017 году получило статус историко-культурной ценности Республики Беларусь.

Хиппи, «Битлз» и любовь

Последние восемь лет мастер работает в Дзержинском районном центре культуры и народного творчества. Любимое увлечение переросло в дело всей жизни.

– Дома не могу без музыки – классический рок звучит из акустических колонок, которые я сам сконструировал, – говорит Анд­рей Михайлович. – Когда слушаю любимых исполнителей, моя работоспособность увеличивается вдвое. В молодости открыл для себя Beatles, Rolling Stones, Led Zeppelin и другие легендарные коллективы. До сих пор отношу себя к хиппи. Не ощущаю свой возраст. 60 лет? Не может быть! Максимум – 25.

Любовь к музыке связала мастера с любимой супругой Маргаритой, преподавателем по классу скрипки Дзержинской детской школы искусств.

– Познакомились в Могилеве, – вспоминает собеседник. – Она оканчивала музыкальное училище, а я в то время жил в этом городе. И как-то на вечеринку мой приятель пригласил двух скрипачек. Они сели за фортепиано и в четыре руки сыграли композицию Beatles. Тогда я решил: вот на этой точно женюсь! И спустя годы наши чувства не угасли. 40 лет живем душа в душу. Моя Маргарита – удивительный человек. Какая женщина вытерпит пыль, стружки, опилки в доме? Знаю много людей, которые перегорели, потому что не нашли поддержки в семье. Теперь кроме тоски в глазах у них ничего не осталось. И это очень печально: талантливые люди могут многое дать. Причем не столько себе, сколько другим.

Дети Андрея Михайловича и Маргариты Станиславовны продолжили творческую династию. Младший, Артем, окончил Дзержинскую ДШИ по классу скрипки и сейчас учится в Вильнюсе на дизайнера. Старший, Александр, после Минского государственного музыкального колледжа им. М. И. Глинки преподает гитару.

– Однажды сын попросил купить ему электрогитару, – вспоминает Андрей Мартынюк. – Инструмент стоил дорого, поэтому я попробовал сделать его самостоятельно. Первая попытка получилась не очень удачной, зато вторая – порадовала. С этим инструментом сын окончил два курса музыкального училища. Сделал и электроскрипку для Маргариты. На работу ушло два года.

Следом за мечтой

Заветная мечта мастера – создать музей деревянной механики. Среди экспонатов – масштабные арт-объекты, по которым можно проследить историю развития инженерной мысли. Здесь появятся работы Леонардо да Винчи, изобретения Пифагора, Архимеда, Кулибина. Не обойдется и без выдуманной реальности в стиле стимпанк: будет представлена коллекция различных паровых двигателей и агрегатов.

– В Дзержинском районе есть замечательное здание – скарбница Гуттен-Чапских в Станьково, – расказывает Андрей Мартынюк. – Раньше там находилась уникальная коллекция книг, ювелирных изделий. А сейчас скарбница пустует и требует реставрации. Есть надежда, что именно там найдет себе место музей деревянной механики. Проект будет масшабный! А сами работы – живыми и объемными. Каждый желающий сможет попать внутрь той или иной модели, чтобы посмотреть, как она функционирует.

Мастер рассказывает, что передать свой опыт и знания ему пока некому. Человека, который хотел бы посвятить свою жизнь деревянной механике, он не встретил.

– По интернету общаюсь с ремесленниками. С радостью делюсь чертежами, наработками, – признается мастер. – Как-то ко мне обращался парень, преподаватель физики в общеобразовательной школе. Мы договорились, что он поживет у меня какое-то время, увидит процесс создания часов. Спустя несколько дней он уехал: «Все не так просто, как мне казалось». И действительно: каждый должен заниматься своим делом. Тогда не будет ни творческого истощения, ни усталости.

Анна ХАЛДЕЕВА

Рекомендации для Вас

Об авторе: redactor2

Добавить комментарий