Изысканно, роскошно, дорого. Клецкие мастера воссоздали свадебный наряд 1937 года

Подсказкой для авторов проекта – Ольги Пилецкой и Галины Ярош – послужили довоенные фотографии, сохранившиеся у жителей Клецкого района. По одной из них мастерицы и воссоздали мужской костюм и подвенечное платье. Ни одна деталь не ускользнула от внимания рукодельниц: даже букет невесты и бутоньерка для жениха – по моде 1930-х годов.

Идея реконструировать подвенечный наряд родилась не случайно: 2019 год в системе учреждений культуры Минщины проходит под знаком свадебной обрядности. Чтобы воссоздать костюмы молодоженов 1937 года, Ольга Пилецкая, методист по народному творчеству Клецкого районного центра культуры, и костюмер Галина Ярош потратили полгода. А еще почти 10 метров ткани, литр желатина и мифологические «цветы счастья».

– Пожалуй, самым сложным было начать работу. У кого узнать, какие цвета и украшения предпочитали невесты, из какой ткани шили костюмы женихи? И вообще, что было в тренде 80 лет назад? Единственное, что хоть как-то могло пролить свет на все это, – фотографии, – говорит Ольга Пилецкая. – Но опять-таки, в довоенное время фотоателье работали не в каждом городе, а услуги мастера люди заказывали редко. Но кое-что все-таки сохранилось. По крайней мере, на нашу просьбу помочь воссоздать свадебный костюм 30-х годов жители района откликнулись охотно: присылали фотографии своих бабушек и дедушек. Параллельно мы сами ездили в экспедиции по деревням, да и просто подходили к людям на улице, спрашивали: не остались ли у них старые свадебные фотокарточки родственников.

В итоге насобиралось 20 раритетных снимков. Из них Галина Ярош и Ольга Пилецкая выбрали один – свадебное фото Елены Александровны и Степана Ивановича Великевичей из деревни Яновичи. Мужем и женой они стали 2 октября 1937 года.
На вопрос, почему именно эта фотография была взята за основу, методист ответила прямо: ее впечатлила как история создания подвенечного платья, так и само платье.

– Вы представляете, это три метра настоящего шелка и плюс столько же ткани на подкладку! Еще три метра материала ушло на фату. А какое обилие цветов и украшений! И речь идет не о бусинах, стразах или жемчужинах, которые сегодня можно найти в любом магазине. Чтобы сделать «цветы», платье предварительно вымачивали в желатиновом или крахмальном растворе, а затем самодельным приспособлением, напоминающим паяльник с шариком на конце, делали оттиск. К слову, Елена Александровна Великевич сама сшила себе платье на свадьбу – она была портной. Работала вечерами при свете лучины – об этом нам рассказала ее внучка.

Клецкие мастера с точностью до мелочей воссоздали платье, в котором Елена Великевич выходила замуж. Кроем наряда занималась Галина Ярош, а вот за аксессуары и украшения отвечала Ольга Пилецкая:

– С обувью, перчатками для жениха и невесты все было более или менее понятно, а вот с фатой пришлось помучиться. Клецкие модницы не носили свадебные венки, к которым традиционно крепится фата. Мы долго не могли понять, за счет чего она держалась на волосах. Благо во время одной из экспедиций по району познакомились с жительницей деревни Кухчицы, она и показала нам, как невесты носили фату. Весь секрет был в двух «невидимках»: ими крепили края фаты таким образом, чтобы они принимали форму бантика. Это было неожиданно: казалось, венок всегда был важным элементом свадебного наряда – но местные красавицы считали по-другому.

Реконструированный наряд невесты получился очень нежным и скромным, даже «закрытым». Тому есть простое объяснение: раньше считалось неприличным оголять спину, открывать плечи и руки. К тому же девушки боялись порчи и старались максимально защититься от «дурного глаза».

Что касается букета невесты, его Ольга тоже сделала в соответствии с духом 30-х годов. А тогда в моде были пионы, причем искусственные. С вероятностью в 90%, говорит методист, букеты покупались: слишком уж одинаковыми они выглядят на всех снимках.

Еще один обязательный свадебный аксессуар – бутоньерка для жениха. Ее делали исключительно из веточек аспарагуса – растения, которое внешне напоминает елочку.

– Когда-то аспарагус считался мифологическим цветком, символом счастья. Мы обратили внимание, что похожие веточки есть на всех ретроснимках, – отмечает Ольга.

Реконструированный наряд невесты получился очень нежным и скромным, даже «закрытым». Тому есть простое объяснение: раньше считалось неприличным оголять спину, открывать плечи и руки. К тому же девушки боялись порчи и старались максимально защититься от «дурного глаза».

Костюм для жениха специально создавать не пришлось: шерстяные брюки и пиджак  1940-х годов удалось найти на чердаке одной из жительниц Клецка

– Повторить мужской свадебный костюм того времени практически невозможно. Это сегодня мужской пиджак пустой изнутри, а раньше в него вставляли специальный каркас-подкладку из конского волоса, чтобы «держал» грудную клетку. В наше время такую технологию применяют только модные европейские дома, – обращает внимание Ольга. – Так что нам действительно повезло: найденный раритетный экземпляр пиджака как раз и начинен такими невидимыми вставками из конского волоса.

По словам Ольги, увидеть уникальные наряды можно будет совсем скоро – на областном празднике ремесел «Слуцкие пояса», который пройдет в сентябре. А потом еще и на областном празднике тружеников села «Дажынкі». Одна из жительниц Клецка вместе с мужем станут участниками шествия молодоженов и продемонстрируют костюмы широкой публике.

– Думаю, мы сможем удивить всех. Принято считать, что жители глубинки одевались как-то немодно, по-деревенски, но клецкая молодежь была исключением. Уже в 30-е годы в нарядах преобладали европейский стиль, изысканность и даже роскошь, – отмечает Ольга Пилецкая. – Это о многом говорит: люди жили хорошо и могли позволить себе одеваться дорого.
Галина НАРКЕВИЧ

Рекомендации для Вас

Об авторе: redactor2

Добавить комментарий