Учитель Оксана Коляда: «Химию зря считают скучной и сложной наукой – я всегда могу показать ее простой и интересной»

Она преподает предмет, который в ученической среде является печальным рекордсменом, если учитывать количество невыученных уроков и объем неусвоенных знаний. Химию. Но на занятиях у педагога гимназии №10 города Молодечно Оксаны Коляды никогда не бывает скучно. И причиной тому даже не многочисленные химические эксперименты, которые так любят дети, а умение показывать обычные вещи под необычным углом.

– По природе своей я «почемучка», – смеется Оксана Викторовна. – Поэтому очень часто уроки начинаю с самых простых жизненных вопросов. Стараюсь озадачить ребят: почему, например, их мамы, когда готовят печенье или пирожки, гасят соду уксусом? И что произойдет, если не положить дрожжи в хлеб?

– А сегодня мы будем изучать химические процессы? – с нетерпением спрашивают ученики. И тогда учитель понимает, что, связав материал урока с конкретным жизненным примером, попала в цель.

Задания для себя

Оксана была одной из лучших учениц в классе, ей легко давались практически все школьные предметы. Но больше всего она любила химию и биологию. Родители, да и педагоги тоже, видели в ней медика. А девушка, что еще в шестом классе мечтала о профессии учителя, вдруг подала документы на биофак Белорусского государственного университета.

Всю сложность выбранной профессии она поняла разве что во время практики в школе. Классы большие, дети разные, и ты должен каждого из них понять и просветить.

– Деточка, всех ребят научить нельзя, –  слушая ее рассуждения о педагогике, заметила одна из коллег.

«Это смотря какого уровня стремишься достичь…» –  подумала тогда Оксана. И решила, что никогда не позволит ребятам скучать и бездельничать за партой.

–  У меня обычно работает весь класс, –  рассказывает учительница. – Учитывая способности детей, стараюсь строить урок так, чтобы каждый извлек из него что-то полезное.

«Химикам» посильнее она может предложить задачи повышенного уровня, а пока они пыхтят над решением, организовать для остальной части класса презентацию. Или проверить на практике старую поговорку «Дыма без огня не бывает»…

–  А правда, что химия гораздо интереснее опытов? –  спрашиваю у педагога.

–  Несомненно, – отвечает она. – Ведь это как раз-таки наука о переменах, изменениях, превращениях, реакциях, если угодно. Химия есть везде, где есть жизнь, и мы не можем небрежно игнорировать то, на чем стоит существование.

Красивые эксперименты, которых все так ждут на уроках, не могут быть единственным способом привлечения внимания к предмету. К тому же они, как и все яркое, быстро надоедают. Допустим, на одном уроке вы взорвете водород с кислородом, на втором – йодистый азот, а на третьем дети уже заскучают. Мол, опять эти взрывы…

– Опасные моменты в вашей практике были?

–  А как же, – смеется Оксана, –  как-то во время одного из опытов неожиданно быстро пошла реакция и часть пробирки отделилась, превратившись в летающую ракету. В случае опасных экспериментов мне помогает лаборант, страхуют коллеги, поэтому все обошлось. Но вы бы видели, какими были глаза у детей!

Случай этот они потом обсуждали долго. Все спрашивали почему, да как. А учительница, отвечая на одни вопросы, подкидывала интересные факты о химии в жизни человека, чтобы ребята как можно больше узнали об удивительной и полезной науке.

Целеустремленная, активная, она никогда не ограничивается только тем, что дает знания. Оксана Коляда дружит с детьми, заботится о них. В то же время делает это очень тонко и деликатно, стараясь сохранять субординацию между учеником и учителем.

–  У тебя что-то случилось? –  может спросить она во время перемены у мальчишки, который не работал на уроке, вертелся и мешал другим.

Понимая, что учительница задает вопрос не ради вопроса, а по-настоящему переживает, ребята обычно раскрываются, идут на контакт. А потом уже педагог сама думает, как им помочь. Бывают случаи – даже напрашивается в гости к родителям, чтобы лучше понять ситуацию и вместе решить, что и как сделать, не навредив.

Есть у Оксаны еще одна удивительная должность. Она – классный руководитель.

–  Все мои шестиклассники такие смешные, непосредственные, искренние, –  рассказывает учительница. – И практически каждый день попадают в разные истории. Кто-то не может найти кабинет математики, кто-то не знает, где оставил спортивную форму. Бегу, спасаю, вместе ищем.

–  Оксана Викторовна, там у ваших малышей что-то случилось: девочка плачет, – порой сообщают старшие ребята, прибежав в класс.

И тогда она реагирует уже как мама. Обнимет, пожалеет, вытрет слезы. Ведь даже у самого маленького ребенка может быть свое большое горе.

Высоты сдаются настойчивым

В тот год, когда одноклассники начали изучать химию, Ваня очень болел. Много дней пропустил. Пришел в класс и сразу же попал на практическое задание.

–  Хочешь, объясню материал? – предложила Оксана Викторовна.

Парень отрицательно покачал головой.

В кабинет учительницы химии он пришел на следующий день сам и попросил несколько индивидуальных занятий.

– В то время я готовила детей к олимпиадам, – вспоминает Оксана Коляда. – Поэтому ничего лучшего, как присоединить его к ребятам постарше, не придумала. Сначала Ваня просто слушал, потом спросил, что нужно почитать, чтобы во всем этом разобраться.

– Ты шестерку свою сначала исправь, – посоветовала тогда педагог. А спустя несколько месяцев уже не успевала отвечать на множество вопросов своего любознательного ученика.

В восьмом классе Иван Мамчиц значительно опережал сверстников. Учительнице химии даже пришлось достать из шкафов побольше оборудования, чтобы у парня была возможность заниматься творческими заданиями.

– В девятом он уже ездил на химический факультет БГУ к преподавателю Александру Подтеробу, вместе с ним делал опыты, – рассказывает педагог. – Напряженная работа шла и в самой гимназии, где мы сначала готовились к районной, а потом уже и к областной, республиканской олимпиадам. Когда Иван был в 10-м классе, нам не повезло. Получив первое место в областной химической олимпиаде мы «провалили» республиканскую. Теорию ученик показал изумительно, а вот с практикой не заладилось. В итоге расстроился, поник и на некоторое время, как мне показалось, даже потерял интерес к учебе.

Оксана очень переживала.

– Это уже был знак, что с практикой у нас не все хорошо, – говорит она.

В выпускном классе неожиданно для преподавателя парень заговорил о международной олимпиаде.

–Ты хорошо подумал? – спросила у него педагог.

– Поставишь высокую планку – прыгнешь, –  ответил тот и стал готовиться с еще большим энтузиазмом.

51-я Международная химическая олимпиада школьников IChO2019 проходила в Париже с 21 по 29 июля этого года.

Команду Беларуси на престижном международном конкурсе представляли четверо одиннадцатиклассников, среди которых был выпускник гимназии №10 Молодечно Иван Мамчиц.

Он успешно прошел экспериментальный и теоретический туры олимпиады и положил в копилку достижений страны и гимназии бронзовую медаль.

–  Вчера Ваня стал студентом, заняв свое место в аудитории Белорусского государственного медицинского университета, – с гордостью говорит Оксана Коляда. – Будет изучать химию лекарств и действие их на организм человека. Надеюсь, он сможет внести свой вклад в развитие науки. А я в свою очередь постараюсь подготовить ему помощников. Вон их сколько за партами: молодых, талантливых, креативных, думающих! Возможно, пройдет время и кто-то из них тоже сделает свое открытие. Изобретет, как в свое время Попов – радио. Или сделает открытие в химической науке, как Менделеев. И это будет для меня самой большой наградой!

Марина Слиж, фото автора и  и из архива гимназии  №10 города Молодечно

Рекомендации для Вас

Об авторе: redactor2

Добавить комментарий