Общий педагогический стаж 70 лет – это история семьи Савош

В преддверии Дня учителя мы пообщались с тремя ее представителями и узнали, как изменилась белорусская школа за годы независимости.

С педагогами мы встретились в их родной Домоткановичской средней школе. Здесь Надежда Николаевна Савош учила малышей по слогам читать слова, а сегодня ее дочь Людмила Михайловна прививает любовь к «роднай мове», да еще занимает должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе, а внучка Юлия Сергеевна преподает немецкий язык и информатику.

Наставника всегда слушались безоговорочно

Хотя уроки Надежда Николаевна давно не ведет, в ее манерах отчетливо виден тот классический педагог-интеллигент из любимых советских фильмов, которому стоило только войти в класс, как все с уважением замирали. Это Надежда Николаевна с улыбкой и подтверждает:

– Не знаю, как в городе, но в сельской местности, где я работала с 1969 по 2004 год, учитель пользовался огромным уважением и авторитетом. Конечно, на переменах, как и сейчас, гул стоял еще тот, но после звонка на урок в школе воцарялась тишина. Можно было спокойно дать ученикам задание и выйти из класса, они продолжали выполнять его молча. Наставника всегда слушали безоговорочно.

При этом Надежда Николаевна отмечает, что сейчас у первоклассников начальный уровень знаний намного выше, чем в советские годы, ведь в детских садах уделяется больше внимания подготовке к школе. Да и сама учебная программа, и ее подача стали намного интереснее и увлекательнее.

– Мода на нестандартное проведение уроков пришла к нам в Домоткановичи где-то в конце 1980-х, – вспоминает ветеран педагогического труда. – Тогда начали проводить с детьми различные игры. Однажды я украсила класс еловыми ветками и фигурками белочек, вырезанными из бумаги. Писала на доске слова, специально пропуская некоторые буквы, а дети должны были сказать – какие. За правильный ответ давала мучные сладости в виде грецких орехов, которые сама и готовила. Безусловно, детям нравиться получать новую информацию в игровой форме. Но, к сожалению, на подготовку к таким урокам уходит много времени, которого так часто не хватает учителям.

Что не изменилось за последние пятьдесят лет, по мнению педагога, так это домашняя подготовка школьников.

– К сожалению, у родителей никогда не хватало времени, чтобы помочь детям. А когда им смотреть за своими чадами, если они с утра до вечера трудятся не покладая рук в колхозе? К сожалению, об этом стала задумываться лишь сейчас, выйдя на пенсию. По молодости этого не понимала, а так, может, сама помогала бы ученикам выполнять домашние задания.

И при этом родители редко отказывали в помощи при подготовке праздничных мероприятий в школе.

– Помню, придумали с мамой одного из моих учеников очень интересную программу новогоднего утренника. Праздник начинался в актовом зале, куда пригласили все классы якобы для того, чтобы раздать подарки. Тут по сценарию в актовый зал вбежал папа одного из учеников, переодетый в лесного разбойника. Отобрал у нас подарки и уехал на санях. Мы с детьми пошли по следам от полозьев и оказались на лесной опушке с огромной елью. Там нас встретил Дедушка Мороз. Он поздравил детей с праздником, вручил подарки, мы здорово провели новогодний утренник. Праздник остался в памяти учеников на всю жизнь. А ведь эти светлые воспоминания в первую очередь подарили им родители, учителя лишь немного помогли. Так, мне кажется, и должно быть.

Учитель – образец для подражания

Людмила Михайловна Савош с детства других вариантов своей будущей профессии даже не рассматривала. Только «как мама». Школьницей во время каникул ездила в столицу на занятия в пединститут, там был спецкласс для детей, склонных к педагогической профессии.

– Поступала в этот вуз летом 1987 года, – вспоминает она. – Конкурс тогда там был, как сейчас на программирование в БГУИР. Баллов, к сожалению, мне не хватило. Однако руки опускать не стала.

Попросила в отделе образования Клецкого райисполкома, чтобы меня устроили вожатой куда-нибудь. Такая должность имелась во всех учебных заведениях и не требовала педагогического образования. Под крыло взял директор Яновичской школы Николай Николаевич Кирик. Первые дни там боялась рот раскрыть, думала, что ученики старших классов не станут слушать меня, по сути, их ровесницу. Но постепенно эту боязнь преодолела, втянулась в работу. Никаких проблем с детьми не возникало. Они с большим уважением относились как к учителям, так и к вожатым.

Преподаватель считался образцом для подражания во всем. Ему постоянно приходилось держать высокую планку не только в школе. Не дай бог у него в огороде увидят сорняки – это такой позор.

– Сейчас некоторые педагоги, если их можно так назвать, выкладывают в социальных сетях свои откровенные фото. У меня в голове вообще такое не укладывается, – возмущается Людмила Михайловна.

Поработав год в школе, она поступила на заочное отделение Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины. Получив диплом учителя белорусского языка и литературы, по распределению попала в Домоткановичи.

– Тогда здесь процентов 50 моего класса были детдомовцы, – вспоминает учитель. – И некоторые из них вели себя не всегда примерно. Однажды шестиклассница, которая не хотела читать вслух, устроила на уроке истерику. Подождала я, пока та успокоится, и повторно попросила прочесть произведение. Потом с этим классом еще пару неприятных моментов было, но в итоге со временем нам удалось найти общий язык.

Почему-то в 1990-х поведение школьников ухудшилось, пошуметь на уроках могли.

Выстроить доверительные отношение с учениками Людмиле Михайловне помогали экскурсии.

– За год, наверное, полстраны нашей с классом посмотрели. Чаще всего ездили поездом. Сейчас стало намного удобнее – тебя забирают из школы на автобусе и потом привозят обратно, – отмечает заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

Первые помощники в работе – новейшие технологии

Юлия Сергеевна школьницей любила немецкий язык и информатику, этот баланс нашла в справочнике абитуриента лишь на факультете германских и славянских языков в Барановичском государственном университете. Туда и поступила в 2012 году. Успешно отучившись, попала по распределению в Орешницкий учебно-педагогический комплекс детский сад – базовую школу.

– Там достаточно много было детей из неблагополучных семей, – вспоминает Юлия Сергеевна. – Они что дома видели, то и в школе делали – сквернословили, нарушали дисциплину. Однако как только поняли, что интересуюсь их проблемами, сразу же потянулись ко мне. Считаю, не бывает плохих учеников, просто к некоторым сложнее найти подход.

В деревне Орешница Юлия преподавала немецкий язык два года. Практически каждый месяц проводила занятия в игровой форме. Готовясь к ним, нередко использовала образовательные сайты. По ее словам, интернет – хорошее подспорье учителю, ведь в сельской местности таких библиотек, как в городе, нет.

– Вообще в моей работе очень помогают новейшие технологии. Есть множество упражнений с дополненной реальностью, когда ребенок считывает QR-код своим планшетом или смартфоном и получает больше информации. Школьникам такое нравится. Также они часто пользуются онлайн-словарями и мобильными приложениями для перевода текста. Но всегда спрашивают на это разрешения. У нас есть правило: использовать телефоны на уроках только для дела. Причем оно работает для всех, я не исключение. А как иначе? Если учитель запретит на занятиях мобильный, а сам будет им пользоваться, тогда и дети начнут отвлекаться на свои гаджеты.

Отработав по распределению, Юлия перевелась в Домоткановичскую школу, где помимо должности учителя немецкого языка ей предложили вести уроки информатики.

– За два года практически забыла этот предмет, пришлось, по сути, учить его заново. Зато тогда поняла, что преподаватель должен постоянно заниматься самообразованием. Это одна из основ профессии, – считает Юлия.

Евгений ОЛЕЙНИК

Рекомендации для Вас

Об авторе: redactor2

Добавить комментарий