Последний звоночек. Каждый третий случай гибели от внешних причин в Минской области – самоубийство.

Почему люди сводят счеты с жизнью, как спасти близкого от фатальной ошибки и где можно получить помощь? Эти вопросы «МП» задала психологу, консультанту телефона доверия областного клинического центра «Психиатрия-наркология».
– Как часто жители области обращаются за помощью к консультантам «телефона до­верия»?
– За сутки может поступить и 5, и 25 звонков. Бывает, просят подсказать телефон нужной службы или повлиять на работу коммунальников. Но есть и полноценные консультации, когда человек озвучивает свою проблему и мы вместе пытаемся ее решить. Самые распространенные вопросы связаны со здоровьем и поступают от страдающих шизофренией, эпилепсией, биполярным расстройством. Человек постоянно принимает медикаменты и наблюдается у врача, а к нам обращается в том случае, когда нужна поддержка или не с кем поговорить. Звонков от тех, кто намерен совершить суицид, поступает немного. Хотя есть определенная сезонность: по статистике, осенью и весной таких обращений больше.
– Предположим, в центр позвонил человек, который задумал совершить самоубийство. Какова ваша тактика действий?
– Все зависит от того, в каком состоянии находится человек. Первым делом во время разговора выясняем, что у него на уме. Стараемся узнать, пытался ли он покончить с собой в прошлом. Думает ли об этом или, возможно, уже успел причинить себе вред. А дальше действуем по ситуации. В моей практике был случай, когда женщина сообщила по телефону, что плохо себя чувствует и готова покончить с собой. Мы долго разговаривали. Спустя некоторое время я спросила, как она себя чувствует. Та ответила, что ей не стало лучше, но попросила вызвать скорую.
– Обращаясь к специалисту за помощью, человек на другом конце провода может быть уверен, что его разговор будет анонимным?
– Да, все разговоры анонимны. Мы никогда не спрашиваем абонента, как его зовут и где он живет. Можем уточнить формальную информацию. К примеру, возраст, наличие детей и работы. Но только для того, чтобы было проще разобраться в ситуации. О вызове бригады психиатрической помощи ко всем, кто звонит на телефон доверия, речи не идет. Хотя некоторые люди считают, что мы поступаем именно таким образом, потому и не спешат обращаться к нам. Да, мы вправе вызвать «скорую», но лишь в том случае, когда человек просит об этом и называет свой адрес. Все добровольно.
– Как понять, что кто-то из родственников или друзей задумал свести счеты с жизнью? На что следует обратить внимание?
– Есть расхожее мнение, что тот, кто говорит о суициде, никогда его не совершит. Поверьте, это не всегда так. Поэтому самое лучшее, что можно сделать, если вы что-то подозреваете, – поговорить с человеком. Когда вы начинаете открыто и спокойно обсуждать ситуацию, люди, которые имеют суицидальные тенденции, всегда просят о помощи. Да, откровенно говорить на такие темы, не будучи к ним подготовленным, иногда сложно. Но мы должны понимать: когда начинаем скрывать что-то или исподтишка спрашивать, человек может не пойти на контакт.
– А как быть с подростками, ведь они далеко не всегда готовы откровенно рассказать родителям о своих проблемах?
– Здесь ключевой момент – взаимоотношение ребенка и родителей. Да, подростковый возраст сложный сам по себе. У мальчика или девочки в это время начинается не только гормональная и физическая перестройка, но еще и психическая. Каждый из них уже не ребенок, но еще и не взрослый, они в таком подвешенном состоянии. Поэтому сложные психологические случаи не редкость. Но подросток не может просто так, на пустом месте решить свести счеты с жизнью, что-то к этому ведет. Чем лучше у родителей контакт с ребенком, чем больше ваш сын или дочь может вам рассказать, тем быстрее удастся распознать суицидальные мысли и помочь.
– Обращаются ли в центр люди с подозрениями о том, что кто-то из членов их семьи готов совершить суицид?
– Нечасто, но такие звонки все же поступают. В моей практике был случай, когда родители случайно обнаружили личный дневник 13-летней дочери. В нем девочка писала о том, что через пару недель покончит с собой. Отец и мать не понимали, что происходит, они были уверены, что дочка никак не поменялась за последнее время. Эта ситуация отлично показывает, что ребенок не рассказывает о своих проблемах, а родители не в курсе того, что происходит с их дочкой. Так быть не должно. Подросток еще во многом ребенок, он не всегда знает, как поступать, и мнение взрослого для него важно и авторитетно. Доверяя родителям, он всегда в крайней ситуации придет к ним за советом и помощью.
– Звонки от шутников поступают часто? Как психологи реагируют на подобные «забавы»?
– Чаще так шутят подростки. Но к этим шалостям мы относимся спокойно. Ведь по сути таким образом ребята проверяют, отнесутся ли к ним как к взрослым, смогут ли при необходимости помочь. Бывали случаи, когда человек несколько раз звонил «по приколу», а потом перезванивал и рассказывал о проблеме, что его беспокоит.

Телефон доверия областного клинического центра «Психиатрия-наркология» работает круглосуточно, без выходных и перерывов на обед. Чтобы связаться со специалистом, вам необходимо позвонить по номеру: 8 (017) 202-04-01 или 8 (029) 899-04-01.

Юлия ГАВРИЛЕНКО

Рекомендации для Вас

Об авторе: redactor2

Добавить комментарий