В Молодечно остался один киномеханик — Светлана Полубинская

Стремительное развитие кинопроката оставило в далеком прошлом километры пленок и массивные бобины. Сегодня, чтобы запустить изображение на экран, достаточно нажать в аппаратной всего несколько кнопок. Где они находятся и как это делается, нам рассказала киномеханик Светлана Полубинская. Теперь уже единственный на все Молодечно представитель когда-то очень популярной профессии.

Комната с оконцами прямо под потолком, куда ведет очень крутая металлическая лестница, не отвечала моим стереотипным представлениям о кинобудке, в которой обмотавшийся с ног до головы пленкой киномеханик крутит ручку киноаппарата. Аппаратная — большое и уютное помещение, в котором все автоматизировано, участие человека сведено к минимуму.

— С переходом на цифровое оборудование аппаратуры у нас поубавилось, — рассказывает Светлана Полубинская. — Нет огромных банок с фильмами, нет бобин. Но без руки человека все равно не обойтись. Ведь чтобы сеанс начался, кто-то должен включить проектор.

«Кіншчык» Вася — первый парень на селе

В кинотеатр «Родина» Светлана пришла около 15 лет назад. Начинала контролером, со временем попробовала себя в роли видеодемонстратора. Специальность киномеханика освоила уже после реконструкции учреждения, в 2012 году. Предложение пройти переобучение было неожиданным. Однако чувствовала, что справится, поскольку опыт работы с аппаратурой уже был. После школы окончила Молодечненское радиотехническое училище, долгое время работала контролером на заводе «Спутник», где выпускалось сложнейшее оборудование.

Училась без отрыва от производства. Азам работы на цифровом оборудовании обучали специалисты инженерной службы Молодечненского филиала КУП «Миноблкиновидеопрокат», которые прошли специальную подготовку у московских специалистов. А уже как управляться с кинопленкой, рассказывал и показывал Юрий Маторин, известный в Молодечненском районе инженер и киномеханик, который еще помнил те времена, когда поход в кино был для людей как праздник.

Помнит огромные очереди к кассам кинотеатра и Светлана.

— Самыми популярными тогда были американские, ну и, конечно же, индийские фильмы, на которых рыдал весь зал, — вспоминает она.

Переживали за Зиту и Гиту, а также за несчастную любовь героев картины «Цветок и камень» и ее земляки — в сельском клубе фильмы показывал «кіншчык» Вася. В деревне тогда ему завидовали и взрослые, и дети: сиди себе, смотри кино бесплатно, да еще и деньги за это получай.

В кинобудку мечтал попасть каждый деревенский школьник. Как-то с подружкой, что приходилась Васе родственницей, заглянула туда и Света. Какой фильм они тогда посмотрели одними из первых — не помнит. А вот руки киномеханика, которые с трудом отрывают от пола огромную бобину и устанавливают в проектор, перед глазами и сегодня.

Завороженный магией кино зритель, скорее всего, даже и не догадывался, насколько физически тяжелой была эта работа. Некоторые фильмы весили до 20–30 килограммов, при этом все они были порезаны на части. Пока работал один аппарат, киномеханик заряжал пленку, на которую наносились специальные сигнальные метки, в другой. И так от сеанса к сеансу.

— Важны были в работе и точность, и внимательность, — говорит Светлана. — Ведь если что-то пойдет не так — порвется пленка, перегорит лампа в проекторе, ответственность ляжет на тебя.

Фото носит иллюстративный характер

Плакать и смеяться лучше вместе

За тем, как зал постепенно заполняют зрители, она следит через окошко своей аппаратной.

— Не обидно оставаться за кадром? — спрашиваю у собеседницы.

— Если во время сеанса про киномеханика ни разу не вспомнили — значит все прошло хорошо, — смеется она. — Помните, как в старые добрые времена было в сельских клубах, когда изображение выходило из фокуса? Нашему «кіншчыку», например, свистели, или, как футбольного судью, отправляли «на мыло». Сейчас техника совершенно иного качества, но киномеханик все равно должен быть начеку. Слежу за проектором, контролирую звук, иногда, хоть на несколько минут, могу спуститься в зал, чтобы увидеть, нравится зрителям фильм или нет.

Поэтому важно разбираться в кино не только как киномеханику. Родственники, знакомые обычно советуются со Светланой: стоит фильм смотреть или нет.

— Приходите, не пожалеете, — говорит она.

Сама любит разные фильмы. «Апокалипсис», который рассказывает о жизни индейцев майя, «Легенда №17» — российский полнометражный художественный фильм о восхождении к славе советского хоккеиста Валерия Харламова.

А вот молодежи, это основной зритель кинотеатра «Родина», больше нравятся приключения, фантастика. Любят смотреть и хорошие мультипликационные, анимационные фильмы. «Король Лев», например, практически каждый день собирал полные залы. Историю превращения львенка Симбы в настоящего льва приходили посмотреть по 500–700 человек.

— Не думаю, что со временем люди перестанут ходить в кинотеатры, — рассуждает Светлана. — Ведь никакая, даже самая лучшая домашняя техника не заменит кинотеатр: плакать и смеяться всегда лучше вместе.

Да и как же жить без этой таинственности? Вот в зале гаснет свет, запускается кинопроектор, и в его луче начинают танец невесомые пылинки…

Марина Слиж, фото автора

Рекомендации для Вас

Об авторе: redactor2

Добавить комментарий