Владимир ГРИДЮШКО: Все лучшее в мире должно быть у нас

Отныне 25 октября станет еще одним «красным днем календаря». Ассоциация музыкальных театров «Опера Европа» впервые инициировала Международный день оперы. Дата выбрана не случайно. В этот день родились музыкальные гении Жорж Бизе и Иоганн Штраус, авторы, пожалуй, самых популярных произведений в мире – оперы «Кармен» и оперетты «Летучая мышь».
Чем не повод побывать в Большом театре оперы и балета Беларуси? Наш собеседник – генеральный директор Владимир Гридюшко.

– Владимир Павлович, более 10 лет вы на посту, выше которого в искусстве, как остроумно подмечают ваши коллеги, просто нет…
– Конечно, это большая ответственность и особая миссия. Поначалу было очень непросто в связи с тем, что формировался коллектив Большого. Как вы знаете, с 1992 года у нас в Беларуси три театра работали независимо друг от друга. Объединить их в один, сохранив все самое лучшее, не упустив малейших нюансов, это была сложная задача.
Вторая проблема – репертуар, устаревший морально и физически, можно сказать, пропахший нафталином. Поэтому, чтобы зритель шел в театр не только ради того, чтобы полюбоваться превосходно проведенной реставрацией, пришлось большими темпами давать премьеру одну за другой. За 10 лет – более 60 спектаклей! Мы смогли показать, на что способен коллектив театра и его фантастическая сцена.
– Это правда, что приходилось работать чуть ли не сутками напролет? Были завистники, не верящие в успех, и те, кто ставил палки в колеса…
– Скажу только одно. Это работа команды, прекрасно себя показавшей. Премьеры Большого театра, о которых я упоминал, всегда проходили с аншлагами. Но репертуарная политика театра только масштабным обновлением не ограничивалась. Мы создали проекты, которыми гордимся. Они принесли честь и славу нашему театру. Рождественский оперный форум и международный конкурс вокалистов, Большой бал и фестиваль «Балетное лето», вечера в замке Радзивиллов в Несвиже, новогодние балы – это уже узнаваемые бренды искусства, не только отечественного. Не случайно Президент Александр Лукашенко отметил: «Большой театр – нацио­нальная гордость, народное достояние, один из символов суверенитета, независимости нашего государства, визитная карточка нашей страны». Мы очень благодарны за такую высокую оценку нашего труда.

Первыми среди театров перешли на продажу билетов через интернет. В этом году билеты на наши спектакли приобрели в 49 странах.

– Как удается управляться с таким большим и сложным хозяйством?
– На то и руководитель, чтобы всем этим заниматься. Каждая деталь имеет значение, и все процессы в театре происходят осмысленно. Например, мы создали свое обособленное подразделение общественного питания, билетно-расчетный центр, службу маркетинга, планирования и координации творческой деятельности. В социальных сетях у нас много подписчиков. И, кстати, первыми среди театров перешли на продажу билетов через интернет. В этом году билеты на наши спектакли приобрели в 49 странах.
Вообще очень активно занимаемся продвижением нашего искусства. В том числе благодаря сотрудничеству с профсоюзами и туристическими компаниями.

– Театр прилагает немало усилий, чтобы занять свое достойное место в мировом балетном и оперном пространстве, так ведь?
– Нас в мире знают, с нами считаются. В международном конкурсе вокалистов, который проводим уже 5 лет подряд, участвуют более 30 стран. В составе жюри – директора крупнейших театров, не только европейских. Большой театр является членом известной ассоциации «Опера Европа», куда входит более 200 оперных домов из 43 стран.. Приглашаем сотни артистов в свои спектакли: чем больше разных исполнителей – тем популярнее становится наш театр, тем больше о нем узнают. Хотя и у наших солистов оперы и балета колоссальнейший творческий потенциал, они востребованы на европейских и мировых площадках.
Следуем простому, но очень глубокому принципу: все лучшее, что есть в мире, должно быть и у нас. Как говорится, держим нос по ветру!

За 10 лет – более 60 новых спектаклей! Мы смогли показать, на что способен коллектив театра и его фантастическая сцена.

– Каким видите Большой театр лет через 10?
– Очень важно не скатиться до уровня местечкового, провинциального театрика. Потому путь, связанный с интеграцией в мировое оперное и балетное пространство, кажется наиболее правильным. Конечно, являясь субъектом мирового искусства, хотелось бы, чтобы наши артисты и в денежном выражении имели тот же уровень, какой есть у их зарубежных коллег. Чтобы не думали, что нужно съездить куда- то заработать. Чтобы не переманивали их в другие, более богатые театры. Дешевого искусства не бывает. Настоящее всегда стоит дорого.
Мечтаем о большом количестве новых постановок, чтобы композиторы и литераторы создавали произведения для театра. А еще о том, чтобы молодежь охотнее поступала в хореографический колледж и не приходилось бы выбирать кадры из минимального количества выпускников.

Из наиболее ярких событий 87-го сезона отметил бы концерт Марии Гулегиной, заслуженной артистки Беларуси, чья профессиональная карьера началась в нашем театре.

 – Что нового, извините за тавтологию, в новом, 87-м, сезоне в Большом?
– Как всегда, много сюрпризов. И в этом ничего удивительного на самом деле. Всегда театр работает для своих зрителей.
Сезон мы открыли 15 сентября новым спектаклем «Князь Игорь».
Впервые в Большом театре выступят звезды мировой оперной сцены Анна Нетребко и Юсиф Эйвазов. Весной Анна выступала в Королевской опере в Лондоне, Большом зале Берлинской филармонии, Старой опере Франкфурта-на-Майне. Радостно, что оперная дива все-таки нашла время вернуться в Минск. На этот раз вместе с супругом, тенором Юсифом Эйвазовым…
В ноябрьской афише Большого театра появилась премьерная постановка хореографа Ольги Костель – балет «Анна Каренина» на музыку Петра Чайковского.
Из наиболее ярких событий 87-го сезона отметил бы концерт Марии Гулегиной, заслуженной артистки Беларуси, чья профессиональная карьера началась в нашем театре. Сегодня это мегазвезда. Она выступает с сольными концертами по всему миру.
Будет еще много чего интересного. Надеюсь, зрители по достоинству оценят усилия нашего коллектива сделать этот сезон неповторимым и запоминающимся.
– Пусть так и будет! Спасибо за беседу и время, которое вы нашли для нашей встречи.

Досье «МП»
Владимир Гридюшко. Генеральный директор Национального академического Большого театра оперы и балета Беларуси с 2009 года. Имеет три высших образования и богатый опыт дипломатической и управленческой работы, в том числе в Министерстве культуры. Награжден медалью Франциска Скорины. Считает, что главное богатство театра – артисты.

Автор цикла – журналист Александр МАРТЫНЕНКО

Рекомендации для Вас

Об авторе: redactor2

Добавить комментарий