Краеугольный камень. Репортаж из «Великого камня»

Пяти лет назад в Смолевичском районе, вблизи Национального аэропорта Минск, начали возводить Китайско-Белорусский индустриальный парк «Великий камень». По задумке архитекторов он должен стать самостоятельным экогородом с производственными, административными и социальными объектами. Первая очередь строительства близится к завершению. Что удалось реализовать, почему минчане приезжают сюда работать и в каких условиях живут сотрудники парка — в репортаже «МП».

Так Пекинский проспект выглядел прошлой весной. За прошедшее время здесь появилось еще одно здание — центр сотрудничества

Иметь виды

В соответствии с генпланом строительство парка ведется в три этапа. На первом работами будет охвачено 850 гектаров.

Так Пекинский проспект выглядит на макете

— Строительство инженерно-транспортной инфраструктуры первой очереди в ближайшее время будет завершено, — говорит пресс-секретарь администрации парка Ольга Рудая. — Сделаны дороги, оборудованы светофоры, остановки общественного транспорта. Возведены электростанция и пожарное депо.

Архитектурный макет застройки парка хранится в «Великом камне». На нем мы увидели два широких проспекта — Минский и Пекинский. И как раз по второму добирались до административного здания парка.

Рядом находится завод американской компании, где производят лазерное оборудование. По соседству активно возводится центр сотрудничества в области трансформации научно-технических достижений.

— Это платформа для стартапов, инновационного предпринимательства, различных научных экспериментов. Здесь перспективные проекты могут получить финансовую поддержку. Открыть центр планируем в следующем году, — уточнила пресс-секретарь ГУ «Администрация Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень».

Через дорогу — крупнейший в Беларуси торгово-выставочный павильон. Примерно в ста метрах от него возвышается бизнес-центр с гостиницей на 65 номеров. За ним — склады и пункт таможенного оформления «Великий камень». В его зоне контроля могут одновременно находиться 128 грузовых автомобилей. За сутки здесь оформляют в среднем более тысячи тонн различных товаров. Часть из них приходит из аэропорта.

В ближайшие годы через индустриальный парк проложат железнодорожную ветку, которая свяжет столицу и Национальный аэропорт Минск. Пока же в парк можно добраться от станции метро «Могилевская» и микрорайона Сокол на автобусе и маршрутном такси, которые курсируют примерно раз в час.

Не плати налоги и трудись спокойно

Часть резидентов возводят свои заводы по собственным проектам. Есть и готовые производственные корпуса, — заезжай и работай. В одном из таких швейцарская компания, которая стала резидентом буквально на прошлой неделе, наладит выпуск электробусов.

На макете парка каждого нового резидента обозначают табличкой

— Парк предлагает самые крупные налоговые льготы в стране, — отмечает Ольга Рудая. — Резиденты полностью освобождаются от уплаты налогов на землю и недвижимость, а также первые 10 лет — на прибыль. В последующем налог на прибыль уплачивается по ставке вдвое ниже существующей — не 18, а 9%. Резиденты также освобождаются от уплаты таможенных платежей при ввозе оборудования, необходимого для реализации проекта. Сотрудники, приехавшие из-за рубежа, имеют право находиться на территории Беларуси без визы до 180 дней в году. Земельные участки на территории парка инвестор может не только арендовать, но и приобрести в частную собственность. Такой специальный правовой режим «Великого камня» будет действовать до 2062-го года.

Плюс к этому в административном здании открыта «Одна станция». Благодаря ей не нужно идти в различные инстанции, чтобы получить, к примеру, разрешение на строительство завода или лицензию на производство лекарственных средств. Представители государственных органов, чьи процедуры наиболее востребованы, работают здесь по определенному графику. К примеру, по пятницам приезжают сотрудники Смолевичского райисполкома и отделения по гражданству и миграции, по понедельникам — нотариус областного нотариального органа.

— По запросу резидента мы можем пригласить сюда представителя любого другого государственного органа, — отмечает заместитель начальника отдела административных процедур ГУ «Администрация Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» Евгений Мордосевич.

Все чаще резиденты обращаются в «Одну станцию» через специальный электронный сервис. Он доступен на русском, английском, китайском и немецком языках.

— Стараемся решить любой вопрос в кратчайшие сроки. Так, одному из сотрудников мы оформили безвизовый въезд на 180 дней, когда он находился в самолете на пути к Минску, — рассказывает Евгений Мордосевич.

Производственный бум

Безусловно, подобные преференции положительно сказываются на развитии парка. Только в нынешнем году сюда пришли 20 компаний. В настоящий момент их общее количество достигло 60. Резиденты представляют 15 стран, среди которых КНР, Россия, Австрия, США, Литва, Швейцария, Израиль, Германия.

В качестве примера можно привести совместное белорусско-китайское предприятие ООО «МАЗ — Вейчай», где собирают дизельные двигатели для грузовиков, автобусов, тракторов, грейдеров, экскаваторов, бульдозеров, комбайнов и прочей техники.

— Большая часть комплектующих завозится из Китая, — говорит начальник производства двигателей ООО «МАЗ — Вейчай» Синь Чжихай во время экскурсии по цехам предприятия. — Пока в Беларуси нет подходящих деталей. Однако в течение трех лет планируем достичь 50-процентной локализации.

Примерно 90% сотрудников совместной компании — белорусы, около 10% — китайцы. Обучением наших специалистов занимаются мастера, командированные из Поднебесной.

— Главная задача — наладить производство и объяснить все его нюансы нашим белорусским товарищам, — рассказывает инженер Ю Шуай. — Живу я сейчас в частном секторе микрорайона Сокол. Беларусь мне очень нравиться. Здесь очень красивая природа и отзывчивые люди, с которыми легко работать.

Нашим работникам тоже нравится трудиться с коллегами из Китая.

— На заводе все четко. Нет лишней, ненужной работы, — подчеркивает слесарь МСР Сергей Молчан. — Сам я из Минска. Раньше, чтобы получать 1200–1400 рублей, трудился минимум по десять часов. Здесь у меня зарплата не меньше, а рабочий день стандартный, восьмичасовой.

Начальник производства двигателей ООО «МАЗ — Вейчай» Синь Чжихай обсуждает с инженерами контроль качества

Совместное предприятие приступило к пробному выпуску продукции в ноябре прошлого года, а уже в октябре нынешнего здесь был собран тысячный мотор. В декабре планируют сделать еще 320 двигателей.

Жизнь в парке

Сейчас около 600 человек трудятся на различных предприятиях парка «Великий камень», более 800 строителей возводят здесь различные объекты. Большинство из них приезжают сюда ежедневно из столицы, в том числе Сокола, и Смолевичей.

В нынешнем году слева от Минского проспекта, на улице с символичным названием «Дружная», построили первый жилой дом на 156 квартир. Здание состоит из нескольких секций высотой 5–6 этажей.

Среди счастливых обладателей ключей от арендных квартир — специалист отдела коммерческого обслуживания ЗАО «Компания по развитию индустриального парка» Юлия Мацевило. Девушка работает по распределению, окончив факультет международных отношений БГУ.

— Снимаю здесь однокомнатную квартиру за 150 долларов, — поясняет Юлия. — По сравнению с общежитием, да и с любым другим арендным жильем, это просто чудо. Квартира уютная. В ней есть все, что необходимо для жизни: стиральная машина, холодильник, СВЧ-печь, варочная плита, духовка, диван-трансформер, встроенные шкафы, столы со стульями на кухне и в комнате. Ничего не нужно покупать. Все продумано.

В доме также есть двух- и трехкомнатные квартиры. В каждой из них по два санузла.

647A6458
647A6484
647A6449
647A6466
647A6472
647A6481
647A6471
647A6458
647A6484

Еще один приятный бонус — видеодомофон, Интернет должны провести в ближайшее время. Во дворе высажены деревья, есть качели и беседки для отдыха.

По словам пресс-секретаря администрации парка, жилой квартал будет расширяться. В ближайших планах — строительство еще двух многоквартирных домов. К 2025 году число жителей должно вырасти до 6000 человек. При этом каких-либо высотных объектов строить не планируют. Естественно, будут и социально значимые объекты: школы, детские сады, поликлиника, торговый центр.

Планируется также организовать зоны отдыха. Есть задумка сделать такие на берегу протекающей по территории парка реки Волма. После завершения всех трех этапов строительства «Великий камень» станет полноценным городом-спутником Минска, где будет более 120 тысяч человек. Для сравнения: в Солигорске проживает около 106 тысяч человек, а в Смолевичах — лишь 16,5 тысячи.

— Идея создания международного индустриального парка не является уникальной в мировом масштабе: аналогичные парки с участием Китая существуют и успешно развиваются. К примеру, непосредственно наш индустриальный парк «Великий камень» создавался с учетом опыта Китайско-Сингапурского парка в г. Сучжоу (именно его формат служит основой развития проекта). Вместе с тем льготный режим «Великого камня» уникален, не имеет аналогов в Беларуси и странах-партнерах по интеграции в ЕАЭС. Все принимаемые меры по продвижению парка направлены на достижение синергетического эффекта от парка для социально-экономического развития региона (Смолевичского района и Минской области) и в целом Беларуси. Проект переходит от освоения и строительства к высококачественному развитию. Среди задач и планов — продвижение парка как «умного экогорода», оптимизация и совершенствование правового режима, цифровизация административных процедур, онлайн-обслуживание, поддержка деятельности предприятий сферы НИОКР и стартапов, — отметила заместитель министра экономики Елена Перминова.

Дополнительно

По данным Министерства экономики, к полноценной финансово-хозяйственной деятельности уже приступили 17 компаний — резидентов парка (6 — в сфере машиностроения, электроники и медицинской продукции, 11 — в сфере услуг по хранению и обработке больших объемов данных, НИОКР, комплексной логистики), что по итогам девяти месяцев 2019-го позволило обеспечить рост показателей объемов производства промышленной продукции (работ, услуг промышленного характера) в 2,2 раза, выручки от реализации товаров (продукции, работ, услуг) — в 2,8 раза, налогов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды — в 3,7 раза.

Евгений Олейник, фото: Павел Орловский, Владимир Жданович, Светлана Курейчик, Екатерина Сейнова, belarus.by, архив БЕЛТА

Рекомендации для Вас

Об авторе: redactor2

Добавить комментарий