Фильм «Незабудки» к 75-летию Победы показали на аэродроме Липки

Документальную ленту «Незабудки. Бессмертный авиаполк» о фронтовой судьбе 46-го женского полка показали прямо в ангаре аэродрома Липки под Минском, где размещен один из воссозданных и работоспособных символов боев — легкий бомбардировщик По-2.

Немцы прозвали их «ночные ведьмы», красноармейцы ласково кликали «сестренками», сами летчицы называли друг друга «чайками». Воссоздать историю героинь-бомбардировщиц военных лет взялись российский телеведущий Леонид Якубович и начальник Минского аэроклуба ДОСААФ Николай Мочанский. «Незабудки» — так героинь назвали сами авторы.

Первыми белорусскими зрителями стали военные и курсанты, ветераны и школьники.

В соседнем зале был выставлен биплан По-2, который чаще называют «этажеркой» или «швейной машинкой». Это не бутафорский или выставочный макет, а вполне себе действующий экземпляр летательного аппарата. На восстановление машины ушло почти 5 лет.

— В 1934 году у Минского аэроклуба был такой самолет. Его подарили, как ни удивительно это звучит сейчас, школьники и студенты: собрали металлолом и макулатуру, и собранные деньги отправили на завод, — рассказал Николай Мочанский. — В Украине мне удалось разыскать подлинный двигатель тех лет. На Харьковском авиазаводе работают конструкторы и специалисты, которые помогли собрать самолет. Год испытательной работы — и в 2018-м украинские летчики пригнали его сюда. Мы его изучили. По-2 вместе с самолетом Як-52 и вертолетом Ми-2 стали главными летательными аппаратами, задействованными в съемках.

По-2, или небесный тихоход, обладает скоростью полета всего 100 километров в час. Двигатель на высоте около сотни метров практически не слышен с земли. А решение применять бомбардировщик ночью и вовсе делало его смертоносным призраком.

Уничтожение запасов противника, разрушение долговременных огневых позиций, обрыв коммуникаций и ликвидация снабжения — вот задачи, которые По-2 успешно выполнял на фронте.

Чем могла закончиться для бесстрашных летчиц атака немецких «Мессершмидтов»? Почему зенитки гитлеровцев оказались недосягаемыми для По-2? Как заставить машину подняться в воздух на минимально короткой взлетной полосе? Чтобы ответить на эти вопросы и снять воздушные сцены, за штурвалы сели сами авторы «Незабудок». А роли бесстрашных летчиц исполнили минские гимназистки.

При отборе на съемки современным школьницам выставили жесткие условия: естественный цвет волос, никакого макияжа и маникюра. Взамен — полное погружение. К примеру, когда самолет должен взлететь, будто выпущенный из катапульты.

— Это очень тяжело физически, потому что пришлось вцепиться в машину и упереться в землю ногами пока летчик набирает обороты двигателя, — рассказала 11-классница Карина Кушнир. — После такого стало понятно, с чем совсем юным девушкам пришлось столкнуться на войне.

— А для меня самой эмоциональной и трогательной стала сцена в казарме на полевом аэродроме. Мы художественно изобразили гибель девушек-летчиц: просто внезапно уходили, оставляя за собой заправленные кровати, — призналась гимназистка Елизавета Ильина.

23 762 боевых вылета. Битва за Кавказ, Кубань, освобождение Беларуси, бои в Польше и Германии. Боевые потери полка составили 23 человека.

Почти 2000 часов налета, кропотливая исследовательская работа, интервью с экспертами и очевидцами. Леонид Якубович признается: в голове так и не укладывается то, что в годы войны пришлось испытать хрупким 18–20-летним девушкам-летчицам.

— Я сам поднимался в воздух на По-2. Это хорошая машинка. В тихую ясную погоду на ней вполне комфортно летать. Конечно, открытая кабина, набегающий поток, шум винта создают определенные неудобства. Вдумайтесь, на первых серийных машинах не было радиостанции. И командиру приходилось общаться со штурманом языком сигналов и жестов. Поднял руку — передаю управление, похлопал по плечу — указал направление полета. А уж как посадить машину в кромешной темноте, а в оттепель точно угодить шасси на разложенные на земле доски — абсолютная загадка! — говорит Леонид Аркадьевич.

Стоит отметить: всего за одну ночь летчицы 46-го авиаполка совершали по 10-15 боевых вылетов. А зимой поднимались в небо при температуре минус 30 градусов.

— Я посмотрел один современный сериал, который, мягко говоря, меня разочаровал! И это горько и печально! Потому что я скрипну зубами и забуду, но ведь это же смотрят дети. А они должны смотреть и слышать правду. Им нельзя показывать ложь даже в мелочах. Ведь они на этом воспитываются. А у нас во многих фильмах много маленькой или большой неправды. И это тревожит мне сердце.

— Так будет продолжение?

— Будет. О другом! Ведь у нас есть много таких случаев, которые выдаются за легенды. То, что было скрыто и до сих пор не рассказано о войне. К примеру, о врачах, о полевых хирургах, о девочках-санитарках, которые ползали по минным полям. О героях-подводниках. Знаете, у меня война здорово болит!..

Дополнительно

Женское боевое авиаформирование решено было создать в СССР, когда гитлеровцы начали стягивать силы к Москве в 1941-м. Его руководителем стала Марина Раскова. Легендарная летчица, которая еще до нападения фашисткой Германии успела совершить несколько мировых авиарекордов по беспосадочному перелету. Затем вынужденно при аварийной посадке прыгнуть с парашютом, выжить в тайге 10 дней с двумя плитками шоколада. Она одна из первой тройки женщин, удостоенных звания Герой Советского Союза. Но встать на защиту Родины ее толкнула отнюдь не «Золотая Звезда», а месть за гибель ребенка во время одной из немецких бомбежек.

Алексей Болотов

Фото: Павел Орловский и из открытых источников

Рекомендации для Вас

Об авторе: redactor2

Добавить комментарий