Живописная дорога Владимира Сайко

Выезжать ночью, зимой, в дождь на этюды – безумие? Только не для творческого человека. Главная особенность студии в Жажелке – мобильность. Возможно поэтому она превратилась во всесезонную пленэрную мастерскую и так популярна среди детей и взрослых.

Досье

Владимир Сайко – яркий представитель современной батальной белорусской живописи. Родился в Воложине. Окончил гимназию-колледж искусств имени И. О. Ахремчика и Белорусскую государственную академию искусств. Член Творческого союза художников России, Евразийского художественного союза. Автор более 15 персональных выставок в разных городах Беларуси и России, участник многочисленных международных и совместных проектов. Картины Владимира Сайко находятся в музеях Беларуси и Центре ЮНЕСКО имени Луи Франсуа, в частных коллекциях России, Польши, Швейцарии, Германии, Франции, Италии, Китая, Канады, США, Эквадора, Венесуэлы, Ливана, Ирана и ЮАР.

Мольберт на колесах

Художественной студии, которую Владимир Сайко основал в деревне Жажелка Смолевичского района, пять лет. Изначально она планировалась как личная мастерская. Владимир арендовал одно из помещений закрывшегося ликероводочного завода. Когда появились первые ученики, мастерская превратилась в образовательную площадку.

В Жажелку Сайко привозит своих учеников сам: забирает из Минска, а после занятий развозит ребят по домам. Этот факт говорит о немалом доверии и уважении родителей к педагогу.

Ученица Александра Сивакова из Оршанского района пишет этюд с панорамой площади у костела в Ракове во время международного фестиваля «Раковский фест»

– Сам не понимаю, как превратился в водителя. От столицы до Жажелки – 35 километров. Вы не представляете, насколько детям интересно такое путешествие. Дорога помогает настроиться на творческий лад, сближает. Мы общаемся, говорим об искусстве, любуемся пейзажами. Можем остановиться и что-то зарисовать, цветущую яблоню например. Однажды «ловили» грозу, чтобы запечатлеть то эффектное, напряженное состояние природы перед ливнем, – рассказывает Владимир.

Художник наловчился приспосабливать свою машину под импровизированный мольберт: поднимает крышку багажника, создает нехитрое сооружение из клеенки – и можно работать в дождь. Рисовать в разное время суток и в разные погодные условия – методика преподавания Владимира Сайко. Дети учатся изображать преходящие моменты времен года: таяние последнего снега, цветение садов, а также мимолетные состояния природы – радугу, туман, дождь или закат солнца. Как-то на Узденщине присоединились к рыбакам на льдине и оттуда зарисовывали окрестности. На болотах Березинского биосферного заповедника изучали неповторимый колорит дикой природы, а с древней Шведской горы писали панораму Волковыска. Несколько раз в год учитель организует выставки своих подопечных.

Подсматривать за природой

Работа в мастерской, по словам Владимира, не дает такого богатого опыта и разнообразия колористических решений, как зарисовки на природе:

– У природы можно подсмотреть цветовые и тональные находки и тем самым значительно обогатить произведение. Главное отличие нашей студии – мобильность.

С детьми вместе решаем, куда поедем на этот раз. Если большинство поддерживают идею рисовать разноцветные соляные солигорские горы – отправляемся туда.

Мастер возит своих учеников на пленэры по всем культурно-историческим местам Беларуси. Мир, Несвиж – это уже не расстояние для Сайко и его воспитанников. Побывали в Витебске, Могилеве, посетили старинные монастыри Подмосковья и Смоленщины, заглянули на академические дачи Тверской области. Ученики Владимира Сайко такие же вдохновленные и влюбленные в искусство, как их преподаватель.

– Для кого-то выезжать на этюды ночью покажется безумием. Но только не для творческого человека. Практика пленэров в самую короткую ночь в году, 22 июня, наша традиция. Вы бы видели, как у детей горят глаза во время таких поездок! Это у них остается в памяти на всю жизнь, – подчеркивает художник.

Не менее занимательны и вечерние этюды на Рождество. Ребята учатся зарисовывать мягкое отражение света фонарей от снега, кружево теней на белокаменных стенах церквей.

В студию Владимира приходят творческие люди самого разного возраста. Есть школьники восьми лет, шестнадцатилетние подростки, 20–25-летняя молодежь. Освоить живопись стремятся и 65-летние ученики. Некоторые из них потом становятся коллегами Владимира. Так, например, юрист Сергей Махнач, пройдя жажелковскую школу, теперь проводит выставки собственных живописных работ.

Атланты держат память

– Я против давления личности преподавателя на занятиях. Вижу, где ученик лучше проявляет себя – в живописи, рисунке или композиции, – и стараюсь очень деликатно направить его, чтобы он смог раскрыть свой талант. Самая главная задача педагога –
помочь воспитаннику ощутить уверенность в себе, – говорит Владимир Сайко.

Возможно поэтому его выездная студия в Жажелке, которая превратилась во всесезонную пленэрную мастерскую, так популярна. Сюда приезжают дети со всей страны – от Витебска до Бреста. Если есть цель, то есть и желание преодолевать сотню километров, чтобы открыть для себя новый мир искусства. Владимир знает о таком не понаслышке. Ведь сам в 18 лет поехал покорять Москву. После успешного окончания колледжа искусств имени И. В. Ахремчика в Минске поступил на факультет станковой живописи Московского художественного института имени В. И. Сурикова при Российской академии художеств. Там посчастливилось учиться у знаменитых мастеров – Валентина Сидорова, Александра Кузнецова, Евгения Журова. А преподаватель института, профессор Сергей Сиренко, когда молодому студенту из Беларуси не повезло с общежитием, предоставил ему для жилья свою отлично оборудованную мастерскую в знаменитом квартале художников на Масловке. В Суриковском институте Владимир освоил азы достаточно сложного жанра исторической батальной картины:

– Всегда интересовался военной историей и хотел рисовать на армейскую тему. Ведь сам служил в десантных войсках. Занимаюсь исторической реконструкцией в брестском клубе «Рубеж». В своих батальных работах стремлюсь показать человека в критической ситуации, когда он находится между жизнью и смертью и проявляет себя либо как герой, либо демонстрирует свою трусливую натуру.

Владимир активно ратует за сохранение исторической памяти. Его «Березинские атланты» держат на плечах мост, чтобы через бурную реку могли перебраться их соратники. «Сибирские стрелки» отважно бегут в атаку во время Нарочанской наступательной операции Первой мировой войны. Среди его монументальных исторических картин – крупнейшее в истории суверенной Беларуси полотно о героической обороне Брестской крепости 1941 года. Подвиг красноармейцев воспет на холсте размером 1,8 на 3,5 метра.

В творческом багаже 28-летнего художника уже более 2 тысяч картин. Но все же подавляющее большинство из них – портреты, пейзажи и натюрморты. Помимо колоритных окрестностей родной Воложинщины, ее жителей, на картинах предстает и живописная деревня Старинки Борисовского района, где, кажется, ветер пахнет цветущими яблонями и хлебными полями. Когда Владимир увидел это место – прикипел к нему сердцем. Даже переехал туда жить вместе с женой и маленьким сыном. Там, по словам художника, он обрел вторую малую родину. Владимир продолжает писать картины с изображением белорусской глубинки. В эти же места часто вывозит и своих учеников, чтобы они могли все это увидеть. Сельских жителей; храмы, соединяющие небо и землю; затерявшиеся в зелени садов деревянные хаты…

Елена Пашкевич

Рекомендации для Вас

Об авторе: redactor2

Добавить комментарий