Ремесленница Светлана Нестерко: «Хочешь жить — умей вертеться»

«С ремеслом весь свет пройдешь – не пропадешь», – гласит народная мудрость. Но так ли это на самом деле? Можно ли разбогатеть на магнитиках, куклах-оберегах и глиняных горшочках? Как выдержать конкуренцию на ремесленническом рынке? В нюансах ручного производства разбиралась «МП».

Талант по наследству

Число ремесленников в нашей стране неуклонно растет. Только в Минской области их больше 5 тысяч! Среди тех, кто рискнул попробовать вкус собственного хлеба, и Светлана Нестерко из Несвижа.

Официально ремесленнической деятельностью она занимается чуть меньше года, но постоянные покупатели уже есть. Глиняная расписная посуда, сувениры из дерева, картины и открытки расходятся как горячие пирожки. По словам мастерицы, таким образом на хлеб с маслом заработать можно, но придется трудиться день и ночь. Правда, даже при таком условии успех и прибыль никто не гарантирует: конкуренция у ремесленников серьезная.

— На выставки народного творчества, многие из которых организуются во время праздников города, съезжаются десятки умельцев. По большому счету, у мастеров похожий товар: всегда много керамики, обережных кукол, изделий из соломки, бисера, дерева, — перечисляет Светлана. — С другой стороны, кукла кукле рознь. Да и турист из России, к примеру, охотнее купит глиняную тарелочку, украшенную белорусскими березками, чем безликую посуду, размалеванную двумя-тремя полосками. Получается, что одного желания лепить из глины все-таки недостаточно. Нужно еще как минимум иметь художественное образование или талант от Бога. А лучше и то и другое.

В этом смысле у Светланы есть преимущество перед конкурентами: она ремесленник в третьем поколении с художественным образованием. Ее прабабушка всю жизнь вышивала и вязала, дедушка был знатным кузнецом. Мама хорошо владела кистью — писала изумительные картины.

— По маме я несвижанка, а по папе — северянка, — шутит мастерица. — Мама, однажды побывав в Петрозаводске, влюбилась в этот город навсегда. Там и осталась. Вышла замуж, родила меня. Думаю, на мое мировосприятие, как и на выбор профессии, повлияла удивительная природа Карелии. Бесчисленные озера, леса, белые ночи, северное сияние — под чары этих красот не попадет только бездушный сухарь. В общем, окончила художественную школу, потом училище. Первым местом работы стал комбинат народных художественных промыслов «Карельские сувениры». Расписывала шкатулки, декоративные блюда и подносы, хлебницы. А дома лепила небольшие сувениры из глины: с этим материалом у меня сложились особенно хорошие отношения.

В Несвиж Светлана время от времени наведывалась, но лишь как гостья. А потом вдруг решила круто поменять жизнь и остаться навсегда. Говорит, до беспамятства полюбила этот белорусский городок. Поначалу работала официанткой, потом устроилась смотрителем в Национальный историко-культурный музей-заповедник «Несвиж».

— Каждый день тысячи туристов мелькали перед глазами. Откровенно говоря, устала. Хотелось снова делать что-то для души. В общем, не выдержала — сбежала из замка! И прямиком в управление по труду, занятости и социальной защите райисполкома, — вспоминает Светлана. — На вопрос, чем хочу заниматься, ответила с ходу: керамикой! Вот только средств, чтобы купить муфельную печь для обжига изделий, у меня не было.

«Печь будет!» — заверили Светлану и предложили зарегистрироваться в качестве ремесленника. А потом отправили на курсы по предпринимательской деятельности, где она разработала свой бизнес-план. Под него выделили 3650 рублей субсидии.

— Деньги еще не перевели, а печь я уже заказала, — говорит собеседница. — Плюс купила 200 килограммов глины и у себя в квартире, на кухне, устроила мастерскую. За ночь слепила с полсотни сувениров. Шкатулочки, тарелки, вазы, предметы-обереги… Когда наконец приехала печь, обожгла изделия и принялась за их роспись.

Опыт работы в Несвижском замке Светлане пригодился. Она знала, какие сувениры пользуются спросом у иностранных туристов, а что предпочитают местные поклонники хендмейда:

— Хорошо идут колокольчики. Оказывается, у нас многие их коллекционируют. Есть спрос на подковы, домовых. Сезонный товар — сувениры с изображением символа наступающего года — разбирают ближе к зиме.

Востребованы и наборы посуды, но тут главное, чтобы они были правильно обработаны и не пришли в негодность, соприкоснувшись с молоком, кефиром и другими продуктами.

На любой вкус и цвет

Светлана использует в качестве исходного материала и дерево. Украшает карельской росписью шкатулочки, делает кухонные доски, декоративные яйца. Чтобы рука не отвыкала от кисти, рисует на продажу небольшие картины, открытки в технике живописи, пастели и графики. На такой товар тоже есть спрос.

— Работать в одном направлении, безусловно, проще. Но чем разнообразнее товар, тем больше шансов заинтересовать покупателя. Скажем, если я выставляюсь на той же ярмарке мастеров, то привожу 70–100 единиц глиняных изделий, 10–15 вещиц из дерева и столько же картин. Зачем так много? Чтобы у покупателя был выбор, — подчеркивает мастерица. — Кроме того, нужно рассчитывать на людей с разными финансовыми возможностями. Редко когда удается реализовать изделия на 100%. Продать за раз хотя бы 60–70% товара — уже удача. Так что говорить о какой-то постоянной прибыли не приходится. Сегодня она есть, а завтра может не быть. Но таковы условия бизнеса:

Свою продукцию Светлана реализует как на ярмарках, так и через несвижскую и минскую художественные галереи. Здесь, говорит, тоже есть нюансы:

— Столичная галерея ориентирована на жителей и гостей города. Соответственно, им нужны сувениры с узнаваемыми культурными брендами Минска: Национальная библиотека, Троицкое предместье, ратуша. Чтобы мои изделия не залеживались на полках, подстраиваюсь под вкусы и предпочтения столичных покупателей. А в Несвиже на ура расходятся сувениры с видами замка, пейзажными орнаментами.

В Несвиже есть несколько точек, где Светлана может торговать изделиями ручной работы, но пока такой возможностью не воспользовалась. Объясняет так: если будет с утра до вечера стоять на улице, времени на творчество не останется.

— Многие думают, что ремесленничеством занимаются под настроение. Сегодня оно есть — значит буду творить. Завтра его нет — устрою себе выходной. Но при таком графике ни о какой прибыли не может быть и речи. Я просыпаюсь в 4 утра и сразу берусь за работу. Сделать заготовки, обжечь их — несложно. Много времени уходит на роспись. Дома все столы заставлены «сырыми» сувенирами, которые ждут своего часа, чтобы отправиться в печь. Рядом небольшой стеллаж с уже обожженными фигурками. И самый маленький — с расписанными изделиями, готовыми к продаже. Этот процесс бесконечный. Чтобы были заказы и клиенты, нужно все время работать. Иначе покупатель уйдет к конкуренту.

Ремесленнический хлеб не назовешь легким, откровенничает мастерица, но бросать любимое дело она не намерена. Более того, собирается расширять бизнес: планирует купить гончарный круг, чтобы изготавливать сложные керамические сервизы. С реализацией товаров наверняка проблем не будет: в ближайшее время Светлана намеревается выйти в интернет и рекламировать там свои работы, чтобы затем пересылать их покупателям по всей стране.

Галина НАРКЕВИЧ, фото Павела ОРЛОВСКОГО

Рекомендации для Вас

Об авторе: redactor2

Добавить комментарий